Педагоги-неопрагматисты

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Тенденция отрыва учения от преподавания, обособление и противопоставление самостоятельной учебной деятельности учащихся направляющей деятельности учителя, отказ от его непосредственно руководящей роли, свойственные «классической» прагматистской педагогике, находят продолжение в рамках неопрагматист- ского подхода к методам обучения. В практике (в частности, в рамках «открытого обучения») они реализуются по линии косвенного руководства обучением через подбор определенных учебных материалов. К таким материалам относятся, например, карточки с заданиями для самостоятельной работы, которые носят «открытый» характер, т. е. не предусматривают нахождение однозначного ответа на тот или иной вопрос (43, р. 262). Опора на положительные эмоции учащихся утрируется, превращается в самоцель. Требования разнообразия учебных материалов, «свободы выбора» видов учебной деятельности, создания в классе атмосферы игры и т. д. приобретают самодовлеющий характер. Подбор учебных материалов зачастую случаен, что соответствует стремлению многих учителей всеми средствами обеспечить их разнообразие и частое обновление, причем требование дидактической адекватности не выдвигается, уступая место требованию создания у учащихся чувства удовлетворения (113; 43, р. 262— 263).

Показательно, однако, что в ряде случаев учителя «открытых классов», желающие добиться определенных позитивных результатов обучения, применяют индивидуализированные учебные материалы, разработанные в рамках программированного обучения и педагогической технологии («учебные пакеты», программированные пособия и т. д.)..Подобная практика не соответствует последовательному осуществлению неопрагматистского подхода и выразительно свидетельствует о его односторонности. Учителя-практики эклектически объединяют педоцентристские установки «открытого обучения» с применением «технологических» разработок, направленных на однозначно предписанные результаты обучения.

Педагоги-неопрагматисты уделяют особое внимание таким учебным курсам, которые, по их мнению, целенаправленно формируют у учащихся навыки и межличностного общения. Примером последних может служить разработанный под руководством У. Шутца (США) курс «Обучение самовосприятию», рамках которого методы обучения направляются на «реализацию потенциала» личности каждого учащегося путем самопознания и «самоактуализации» по следующим основным направлениям: функционирование организма (сенсомоторная деятельность), развитие личности (интеллектуальная и эмоциональная деятельность), формирование навыков межличностного общения, формирование отношения к социальным институтам (69).

Такая программа соответствует концепции «целостного», или «слитного», обучения (conluent education), задачей которого объявляется слияние эмоциональных л познавательных аспектов обучения в ходе индивидуальных и групповых занятий. Как утверждает ведущий практик этого преимущественно эмпирического течения Дж. Браун, объединение познавательного аспекта обучения с непосредственно переживаемыми каждым учащимся эмоциями «не только дает возможность усилить его стремление узнавать новое, но и создает уверенность в том, что его непрерывно продолжающееся учение станет насыщенным, осмысленным и эмоционально здоровым личностным опытом» (27, р. 26).

Практические рекомендации «слитного» обучения односторонне сосредоточиваются на «гуманистических приемах» обучения, способствующих восприятию и переработке учебного материала в контексте узкоиндивидуального «личностного опыта». Так, например, при изучении геометрических фигур ученики получают задание: «Ощутить себя треугольником». Затем преподаватель спрашивает ученика: «Где у тебя углы? Как ты можешь передвигаться? Можешь ли ты превратиться в круг? Что ты должен сделать со своим телом, чтобы оно превратилось из треугольника в круг? Как ты сможешь ^передвигаться, став кругом?» (с. 85).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование