Механизм проб и успеха

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Хиггинс верит в свои знания. Он убежден, что сможет научить Элизу правильному английскому языку, и хочет этого добиться. Он верит, что Элиза способна научиться. Элиза, в свою очередь, хочет учиться и знает, что Хиггинс обладает для этого необходимыми знаниями.

Все остальные люди насмехаются, издеваются над ними, но Хиггинс и Элиза добиваются успеха, потому что вооружены безупречной формулой, описанной выше.

Как и в приведенном ранее учебном эксперименте, они достигают того, чего ожидают друг от друга, потому что связаны взаимной верой. Прогнозы скептиков не оправдываются, потому что их никто не слушает.

Все мы интуитивно знаем, что эффект Пигмалиона и метафора Шоу вполне точно отражают реальность.

А теперь представьте себе пятилетнюю девочку, которая только что вручила отцу свой первый рисунок. Предположим такую реакцию отца: «Что за ужасная, отвратительная и никчемная мазня?! Мне это не нравится. Ты никогда не станешь хорошей художницей. Больше не приставай ко мне с подобными вещами!» Как отреагирует на это девочка? Какие эмоции она будет испытывать? Какими словами можно описать ее внешний вид? Поникшая осанка, огорченное и, может быть, даже испуганное лицо, глаза, наполненные слезами, разочарование, безнадежность и отчаяние.

Перемотаем назад пленку и представим себе другую реакцию отца: «Спасибо! Спасибо! Какой чудный подарок! Какая ты у меня добрая и щедрая! Садись ко мне на колени и расскажи подробнее про эту картину. Что означает этот цвет? А кто это здесь нарисован? Ты станешь прекрасной художницей. Пожалуйста, нарисуй мне что-нибудь еще!»

У девочки появляется гордая и прямая осанка. Ее душа переполнена восторгом, все органы работают слаженно и эффективно, лицо светится, глаза сияют. Девочка излучает счастье, любовь и надежду.

Мозг вашего ребенка — это механизм, настроенный на успех. Он питается успехом и вашим одобрением, признанием и ожиданиями. Не скупитесь на похвалу ребенку!

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ

Постарайтесь, чтобы ваши отношения с ребенком строились по «формуле Бьюзена-Пигама- лиона»: у вас должны быть необходимые знания и мудрость, вы должны хотеть использовать ИХ; вы должны стремиться к тому, чтобы ребенок их усвоил, и вы должны верить, что ребенок достаточно способен, чтобы постичь все, чему вы его учите. Точно так же ваш малыш должен верить в ваши знания, в то, что вы способны передать ему их. Он должен хотеть, чтобы вы его научили (для этого вам необходимо хорошо подготовить почву), и он должен верить в свои способности усвоить то, что вы собираетесь ему преподать.

Зайдите в магазин или какое-нибудь другое людное место, где взрослые частенько появляются вместе с детьми, и оцените соотношение отрицательных и положительных реплик, которые взрослые высказывают своим детям по любому поводу.

Старайтесь всегда использовать в разговоре с ребенком позитивные выражения. Конечно, этому правилу нелегко следовать, если малыш плохо ведет себя на людях. Если вы чувствуете, что одна из вышеприведенных фраз готова сорваться у вас с языка, постарайтесь сдержаться и повлиять на поведение ребенка более мягким способом. Разумеется, необходимо руководствовать здравым смыслом, потому что бывают случаи, когда в интересах самого же ребенка его надо немедленно одернуть. Потом, в более спокойной обстановке, дайте ребенку понять, что существуют определенные правила поведения.

Следите за своими словами и за тем, какое — положительное или отрицательное — влияние на ребенка они оказывают. Точно так же контролируйте и внутренний диалог с самим собой; корректируйте его в сторону положительных высказываний.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование