Стремление правящих классов использовать школу

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Для буржуазной дидактики характерен отрыв теории процесса обучения от теории содержания образования. Яркой иллюстрацией может служить дидактически односторонний тезис американского педагога П. Брандвейна о том, что, в отличие от теории содержания образования, «в теории обучения центральным является индивидуум, а не группа» (24, р. 291). Психологический редукционизм определяет направления разработки методов обучения, такие, как выдвижение на первый план процедур познавательной деятельности, характеристик стадий интеллектуального развития, общих психологических концепций процесса формирования личности.

Стремление правящих классов использовать школу как эффективный инструмент своего господства обусловливает активные поиски новых, более действенных методов обучения, их ориентацию на качественное изменение академической подготовки учащихся, повышение эффективности обучения, усиление его идеологического воздействия на сознание молодежи.

Школьное обучение, направленное на передачу лишь определенного объема готовых знаний, подвергается острой критике. Негативную оценку вызывают традиционные методы обучения, ориентированные на пассивное восприятие и механическое воспроизведение учебного материала. Их критика еще с начала XX в. стала общии местом концепций европейского «нового воспитания» и американского «прогрессивизма». Современные критики «традиционализма» продолжают эту линию, выступая против «принципиальной пассивности» учащихся по отношению к содержанию образования, получаемому в готовом и неизменном виде, что не отражает динамичный характер современного научного знания. Многие педагоги отвергают методы репродуктивно-вербального обучения, которые сосредоточиваются исключительно на ясном и последовательном изложении уже известного и характеризуются, по выражению известного американского ученого Дж. Шваба, декларативной «риторикой готовых выводов», опускающей доказательства, интерпретаций, сомнения и споры (106). Такая ориентация направлена на улучшение академической подготовки наиболее «одаренных» учащихся и объективно обусловлена социальным заказом на подготовку «интеллектуальной элиты». Акцент делается на формирование у учащихся познавательных структур в контексте поисковой деятельности, при которой учащиеся изучают факты и явления «в том же духе и с тем же подходом, что и ученый» (79, р. 186), независимо от того, о каком содержании и уровне обучения идет речь.

Объективная потребность в повышении научности школьного обучения обусловливает ориентацию методов обучения на новую дидактическую задачу: овладение

учащимися «духом и методом» научных дисциплин, т. е. их ведущими идеями и основными элементами научнопоисковой деятельности.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование