Идейные школы

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В современных условиях особую важность для правящих кругов капиталистических стран приобрели политико-идеологические функции школы: воспитание учащихся в духе антикоммунизма, приверженности капиталистической системе, принципам буржуазного мировоззрения и нравственности. Ведущая роль в реализации этой задачи отводится содержанию школьного образования.

На протяжении многих десятков лет в буржуазных дидактических концепциях превалировали формально провозглашаемые установки на «деидеологизацию» и «децолитизацию» учебных дисциплин. В действительности школьное образование, разумеется, не было «нейтральным» ни по отношению к политике, ни по отношению к идеологии. Под маской объективности и беспристрастности учебные курсы гуманитарного цикла в буржуазной школе всегда пропагандировали реакционные политические идеи, искаженно освещали многие исторические события и проблемы современности, а установки на нейтральность имели целью оградить молодежь от влияния прогрессивных общественных идей.

В последние годы резкое обострение классовой борьбы в капиталистическом мире и дальнейший рост влияния прогрессивной идеологии сделали очевидным, что установки на «деидеологизацию» не приносят желаемых результатов. Поэтому реакционные буржуазные идеологи все чаще отказываются от объективистского камуфляжа, стремятся перейти в контрнаступление, откровенно восхваляют, аполитизируют капиталистический строй, усиливают нападки на реальный социализм. В таких условиях лозунги «деидеологизации» школьного образования как бы отходят на задний план, а господствующей тенденцией становится «реидеологизация», т. е. стремление всемерно усилить буржуазную политико-идеологическую индоктринацию учащихся. Эта тенденция находит теоретическое «подкрепление» в трудах буржуазных дидактов. Правда, авторы теоретических работ, как правило, уклоняются от ясной формулировки той политической и идейной ориентации, которой они хотели бы подчинить содержание школьного образования. Обычно используются расплывчатые формулы, подчеркивающие «общечеловеческое» значение тех ценностей, которыми должно быть насыщено содержание учебных предметов. Тем не менее классово-буржуазная направленность их рекомендаций очевидна.

Западногерманский дидакт Г. Бланкертц в своей книге «Теории и модели дидактики» приводит текст официального пояснения к учебному плану, действующему в средних школах земли Баден-Вюртемберг в ФРГ. Там употребляется немало таких слов, как «братство», «мир», «терпимость», «ответственность», «любовь к ближнему» и т. п. Но характер заключительного вывода не вызывает сомнения: «Воспитание должно основываться на христианских и западных культурных ценностях» (18, S. 141). Предельно откровенно высказывается один из идеологов «новых правых» в США — Дж. Хефли. В своей статье в журнале «Фи Дельта Каппан» в 1980 г. он требует усилить идеологическую индоктринацию учащихся и всячески противиться проникновению в сферу школьного образования «материалистических, гуманистических, атеистических и социалистических идей», которые, как он утверждает, «глубоко чужды американской нации».

Свои непосредственные требования к содержанию образования предъявляют и представители крупного капитала. В частности, они настойчиво подчеркивают необходимость систематически знакомить учащихся с проблемами экономики. «Нужно надеяться, — заявил один из руководителей Объединения французских промышленников,— что министерство образования начнет, наконец, рассматривать экономику с ее социальными явлениями как основной учебный предмет, который должен пронизывать программы всех учебных заведений». Мотивы таких предложений ясны. Их цель — способствовать преодолению социальных конфликтов. Трудящиеся выдвигают «неумеренные» социально-экономические требования якобы потому, что не имеют экономического образования. Когда же они будут ознакомлены с многоступенчатым механизмом современного производства, с финансово-кредитной системой и т. п., то поймут невозможность удовлетворения ряда своих требований. Экономическое образование должно быть построено так, чтобы ошеломить молодежь сложностью экономических проблем, внушить ей мысль о бесполезности забастовок и других форм борьбы против предпринимателей и, напротив, о необходимости сотрудничества труда и капитала. Именно такие установки оказывают определяющее воздействие на идейную направленность учебных дисциплин в буржуазной школе.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование