Надуманная альтернатива

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Дж. Неллер (США), опираясь на основополагающие идеи экзистенциализма, а также на «гуманистическую психологию» А. Мас- лоу, еще в начале 60-х гг. настойчиво утверждал, что развитие интеллекта не делает ребенка ни лучше, ни счастливее, а, напротив, часто обедняет личность, тогда как развитые эмоции способствуют гуманным импульсам и помогают избрать этически правильное решение в сложной жизненной ситуации. Этим и должны руководствоваться составители школьных программ и педагоги-практики. На уроках истории, например, важно не столько изучение социально- экономических отношений и политических событий, сколько знакомство с историческими судьбами. Задача преподавателя — поставить учащегося в положение режиссера, «талантливо манипулирующего заговорами, злодеями и благородными героями» (78, р. 130).

В 70-х гг. аналогичные взгляды развивает американский педагог Ч. Паттерсон. Он также подчеркивает, что первостепенная роль развития эмоциональной сферы ребенка должна найти непосредственное отражение в содержании школьного образования. «Учебный материал, особенно по гуманитарным предметам, — пишет он, — может и должен быть использован для воспитания чувств и человеческих отношений. Именно это, а не изучение того или иного учебного предмета самого по себе следует поставить главной целью» (92, р. 176). «Личностная значимость знаний» — вот что, по мнению Паттерсона, должно находиться в центре внимания педагогики.

Значение эмоционального развития учащихся, бесспорно, очень велико и должно учитываться при определении содержания учебных курсов. Но надуманная альтернатива — либо эмоциональное воспитание, либо систематическое изучение основ наук — не .выдерживает никакой критики.

Антисциентистские установки при решении проблем содержания образования встречаются и среди буржуазных ученых западноевропейских стран. Известный французский социолог и педагог Ж. Фридманн не скрывает своих опасений по поводу «неконтролируемых последствий» научно-технического прогресса, которые, как он утверждает, оказывают крайне отрицательное воздействие на нравственный статус личности, притупляют критическое мышление, инициативу и чувство ответственности. Фридманн одним из первых среди западных ученых призвал бороться против этих тенденций педагогическими средствами. Главным из них он считает гуманизацию содержания всего комплекса учебных дисциплин, имея в виду как сохранение значительного удельного веса гуманитарных дисциплин в учебных планах, так и включение в содержание курсов естественно-математических и технических предметов материалов, характеризующих историю данной отрасли знания, борьбу идей, биографии деятелей науки (53).

Педагоги абстрактно-гуманистической ориентации противопоставляют свои взгляды прагматистской концепции с ее утилитаристским подходом к целям и содержанию школьного образования. Но фактически они, так же как и прагматисты, способствуют возрождению педоцентристских идей и отстаивают крайне индивидуалистические установки при определении того, чему следует учить школьников.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование