Ораторская традиция и формальная логика

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В своем эссе об афинских ораторах Маколей2 обращает внимание на ту легкость, с какой даже самые образованные греки позволяли ослеплять себя чуть ли не детскими софизмами, на ту решающую роль, которую занимала живая разговорная речь в воспитании и жизни греков. Привычка вести беседу и склонность к ораторскому искусству вырабатывают определенную способность очень быстро находить блестящие на вид аргументы, которые заставляют противника сразу же умолкнуть и ошеломляют слушателя. Это замечание можно отнести также и к некоторым явлениям современной жизни, и к отсутствию прочной культурной базы таких социальных групп, как городские рабочие. Замечание частично объясняет недоверие крестьян к выступающим интеллигентам: крестьяне, которые долго пережевывают услышанную информацию, блеск которой поразил их на какой-то момент, кончают тем, что здравый смысл берет верх над эмоциями, вызванными увлекательными словами, они находят в них недостатки, усматривают поверхностность и в итоге становятся поэтому недоверчивыми к системе. (Нужно помнить и еще одно замечание Маколея: он приводит высказывание Евгения Савойского, который говорил, что самыми крупными генералами являлись те, которые неожиданно были поставлены во главе армий и оказывались перед необходимостью думать о больших и сложных маневрах. Иными словами, тот, кто по профессии превращается в раба мелочей, сам становится бюрократом; за деревьями не видит леса, за воинским уставом — стратегического плана. Однако крупные военачальники умели сочетать одно с другим: и ранцы солдат проверяли, и проводили большие маневры и т. д.)… Безусловно, процесс приобщения к интеллектуальной культуре развивался очень долго, главным образом в ораторской и риторической форме, при полном отсутствии или при очень скудном наличии письменных материалов; основой любого образования являлось устное изложение по памяти услышанных сведений (и таковым оно остается еще в некоторых странах, например в Абиссинии). Новая традиция возникает в эпоху гуманизма, когда вводится письменное задание в школах и в преподавании, но можно сказать, что уже в средние века, с их схоластикой, начинается скрытая критика сложившейся в педагогике традиции, основанной на ораторском искусстве, и пытаются придать средствам запоминания более прочную и устойчивую основу. Поразмыслив, можно понять, что значение, которое схоластика придавала изучению формальной логики, являлось фактически реакцией на показную «поверхностность» старых культурных методов. Ошибки формальной логики являются общими именно в устной аргументации. Затем искусство печатания произвело революцию во всем культурном мире, оказав неоценимую помощь памяти и способствуя распространению воспитательной деятельности в неслыханных масштабах. Впрочем, это исследование заключает в себе и другое, а именно массовое распространение изменений не только количественных, но и качественных, внесенных в образ мышления техническим и функциональным развитием системы образования.

И сейчас устная информация продолжает оставаться средством распространения идеологий, быстрота, широта эмоционального воздействия которой значительно превышает воздействие письменной информации (театр, кино, радио с установкой громкоговорителей на площадях побеждают все формы средств письменной информации, начиная от книги и кончая журналом, газетой, стенгазетой, но лишь поверхностно, не затрагивая глубин). Академни и университеты — это организации культуры и средства ее распространения. В университетах — устные лекции, семинары, экспериментальные работы в лабораториях, функции ведущего профессора и ассистента.

Функция профессиональных ассистентов и «старцев святой Дзиты» школы Базилио Пуоти, о которой говорит Де Санктис, т. е. формирование в самом классе ассистен- тов-«добровольцев», возникшее в результате спонтанного отбора самих же учеников, которые помогают преподавателю, продолжая его уроки и практически обучая тому, как учиться.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование