Теории «деидеологизации» образования

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Сторонники теории «деидеологизации» образования неправомерно абсолютизировали естественно-математическое знание, а гуманитарные науки объявлялись «принципиально несовершенными», поскольку объекты их изучения «не арифмологичны» (99, р. 53). Примером подобного подхода может служить позиция английских педагогов Р. Вудса и Р. Барроу, изложенная в книге «Введение в философию воспитания». Изданная в качестве учебного пособия для студентов педагогических колледжей и отделений педагогики в университетах, она имела целью оказать непосредственное воздействие на формирование педагогического мировоззрения будущих учителей. Рассматривая образовательные и воспитательные функции различных учебных предметов, эти авторы решительное предпочтение отдают физике и математике. Они пишут, что в физике любое положение может быть доказано экспериментальным путем или аргументированно отвергнуто; в математике многие положения не поддаются опытной проверке, но зато особенно четко прослеживается логическая структура этой дисциплины, упор делается на строгость, точность и ясность дефиниций, на развитие дедуктивного мышления, на обнаружение структурно-функциональных связей между аксиомами, теоремами и частными выводами. Поэтому курсы математики и физики представляют первостепенную важность для умственного развития и нравственного формирования учащихся. Совсем иначе оценивается педагогическое значение гуманитарных дисциплин. Последние не обладают, по мнению этих авторов, собственной логической структурой, их данные невозможно верифицировать, и поэтому они более похожи на религию, чем на науку (131, р. 31—32).

Стремление умалить образовательное и воспитательное значение гуманитарных дисциплин, лежащее в русле позитивистского мировоззрения, имеет вполне определенный политико-идеологический смысл. Объективно оно направлено на то, чтобы ослабить интерес учащейся молодежи к наиболее острым социальным проблемам, ориентировать их на конформистское приспособление к существующей общественной системе.

Против сциентистских и узкоутилитарных концепций содержания образования выступают в рамках буржуазного мировоззрения педагоги абстрактно-гуманистической ориентации. Методологическим обоснованием их позиции служат экзистенциализм и родственные ему философские течения, а также находящиеся под их влиянием психологические школы.

Краеугольным камнем экзистенциалистской гносеологии является самопознание. Иными словами, подлинно лишь то, что испытывает отдельный индивид; остальные знания относительны и не имеют достоверного характера. Естественные науки являются лишь «полезными догадками» об ограниченных сторонах человеческого опыта, не раскрывают «экзистенции» (внутренней сущности) индивида, а потому и не имеют первостепенного значения. Если ими и надо заниматься, то только с чисто практической целью и главным образом в специальных учебных заведениях. Согласно экзистенциализму, современный человек нуждается прежде всего в таких знаниях, которые помогут ему лучше познать себя, определить свое отношение к окружающему миру, утвердить свою «неповторимую индивидуальность», противостоять тенденциям деперсонализации и нивелировки личности, связанным с последствиями научно-технического прогресса.

Влияние экзистенциализма выразительно обнаруживается во взглядах американских сторонников концепции «гуманистического образования». Они выступают как против грубоутилитаристского подхода к проблемам содержания школьного образования, связанного с идеями прагматизма, так и против позитивистско-сциентистских установок, делающих основной упор на развитие абстрактно-логического мышления.

Согласно педагогам экзистенциалистской ориентации, учебный материал должен содействовать решению главной задачи — создать условия для самореализации «экзистенции» ребенка. Естественные науки тут фактически бесполезны, поэтому центр тяжести образования должен быть перенесен в гуманитарную сферу. Но речь идет не о систематическом изучении цикла гуманитарных дисциплин. Их экзистенциалисты тоже считают «неподлинными». Главной задачей всей деятельности школы и всех форм педагогического воздействия объявляется эмоциональное воспитание. Именно ему должен быть отдан абсолютный приоритет.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование