Как я воспитала сбою дочь

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

До сих пор помню ясный мартовский день, когда у меня родилась дочь. Помню, как, вернувшись из больницы, стояли мы с мужем, счастливые и радостные, над колыбелью дорогого нам существа. И тогда уже меня волновали мысли об ответственности перед обществом за воспитание моей девочки, и это чувство ответственности никогда не покидало меня и в дальнейшем.

Светлана, так назвали мы нашу дочь, была хрупким, но здоровым ребенком. С первых дней ее жизни я строго следовала правилам кормления и ухода, ревниво следила за выполнением нормального режима дня грудного ребенка. Я понимала, что привычки ребенка складываются с раннего возраста, и поэтому девочка росла в спокойной обстановке, окруженная приветливостью и нужной требовательностью со стороны взрослых. Я очень внимательно наблюдала за дочкой, когда она начала сознательно реагировать на окружающие ее явления и говорить. Я вела дневник записи слов ребенка, видела, как у нее возникают различные понятия и такие чувства, как любовь, радость, недовольство и др., и я хорошо понимала, что все это надо направлять и воспитывать.

Рано мы начали приучать ребенка к самостоятельности. Она сама кушала, сама умывалась, убирала свой детский уголок, играла одна, когда взрослые были заняты.

Большое место в воспитании играли импровизированные нами сказки. Сказки были и о непослушных детях, о капризулях, о хороших товарищах, о неаккуратных детях и т. д. Сказки придумывались по поводу различных проявлений, какие мы замечали у дочери. Эти своеобразные беседы производили на девочку большое впечатление и помогали нам воздействовать на нее.

Когда Светлана подросла и начала играть со сверстниками, мы заметили в ней проявление собственничества. Я помню, как она вначале плакала, когда товарищи брали ее игрушки. Во всех таких случаях я спокойно убеждала ее, что товарищи поиграют и возвратят ей игрушку. Так и было. Но один раз мальчик взял новый, красивый мяч Светланы и ни за что не хотел его отдать, а она стояла около товарища и говорила: «Юра, ты поиграешь и отдашь мне мяч, да?» Но Юра мяча не отдал, а унес его домой. Она пришла ко мне со слезами и спрашивала, что ей делать. Я посоветовала подарить мяч мальчику, так как у нее много игрушек, а у него их нет. Светлана не сразу согласилась, но все же я ее убедила. Как сейчас помню внутреннее волнение дочки: вечером, ложась спать, она спрашивала меня: «Мама, у Юры нет мячика, а у меня много игрушек, правда?» Я подтвердила это и похвалила ее за решение подарить Юре мяч. И когда на следующий день Юрина бабушка принесла нам мяч, Светлана сама пошла к Юре и отдала его ему. Это была ее первая победа над собой.

Помню и такой случай. Мы жили в Москве, я училась в вузе, а муж был в это время в командировке. Он прислал Светлане целый ящик занимательных заводных и резиновых игрушек. Светлане было тогда года четыре, она ходила в детский сад. По моему совету, она отнесла часть игрушек в детский сад, а вечером к ней пришли дети поиграть с оставшимися. Восторг у всех был неописуемый. Когда дети уходили, я посоветовала дочке подарить друзьям по одной игрушке. Дети начали выбирать сами то, что им понравилось, и одна девочка захотела взять самую красивую игрушку—карусель с вертящимися куколками. Светлана стояла огорченная, так как и ей эта игрушка нравилась больше всех. Я видела, что она растерялась и взяла из рук подруги карусель. Я не вмешивалась, хотя по глазам ее видела, что она хочет моей поддержки. Но подруга, видимо, сама догадалась и взяла другую игрушку. На другой день я спросила Светлану, отдала бы она карусель, если бы девочка ее захотела взять? И Светлана мне честно сказала, что отдала бы, хотя ей и было жаль. Я опять похвалила ее за это.

И в последующие годы было много случаев, когда Светлана проявляла чувство товарищества, и это стало характерной ее чертой.

В девочке мы всегда воспитывали и чувство гостеприимства. К ней часто приходили дети, и, конечно, они всегда приглашались к столу. Но был один случай, когда Светлану побранила бабушка, и мы ей объяснили, что бабушка права, а она поступила неправильно. К Светлане пришли ее товарищи; бабушка была занята на кухне. Когда она вошла в столовую, то увидела следующую картину: дверцы буфета были раскрыты, около буфета стоял стул, а на столе — ваза с только что купленными фруктами. Друзья Светланы сидели за столом, и она угощала их фруктами. Дети ушли, и бабушка спросила Светлану, кто ей разрешил самой хозяйничать. Когда я вернулась с работы, Светлана с обидой рассказала мне о случившемся, но я подтвердила указания бабушки.

В дальнейшем, оставаясь очень гостеприимной, Светлана всегда спрашивала разрешения взрослых.

Девочку мы учили правдивости и прямоте. Если она была в чем-либо виновата, она всегда честно в этом признавалась. Мы же, дав оценку ее поступку, никогда ее не наказывали, но требовали, чтобы она этого не повторяла. В доме у нас господствовала атмосфера правдивости. Но помню один случай, который мне показал, как важно нам, взрослым, строго следить за собою. В один из воскресных дней мы с мужем после обеда решили отдохнуть, так как вечером нам предстояла работа, и попросили бабушку сказать, если кто-нибудь придет, что нас нет дома. Раздался звонок, пришел один товарищ. Приветствуя его, Светлана выпалила: «Мамы, папы дома нет, мама, папа спят». Нас, конечно, разбудили, смеху по этому поводу в доме было много, но я тогда поняла, что даже в мелочах нельзя ребенка ставить в ложное положение.

Был случай, Светлане в это время было уже 11 лет, когда я опять попала впросак. Мы с нею пошли в ТЮЗ, и я вначале не заметила, что спектакль был для детей от 12 лет. Когда меня спросили, сколько лет девочке, я сказала, что уже 12. Я об этом забыла, да и Светлана мне ничего тогда не сказала. Но каково же было мое удивление, когда она в письме к отцу написала, что «проходит в театр за 12-летнюю» и добавила: «мама сказала неправду». Я тогда еще раз поняла, как надо следить за собою и как все в наших поступках замечают дети.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование