Крайний утилитаризм

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В столкновении концепций крайнего утилитаризма и- абстрактного интеллектуализма фактически возрождается традиционная полемика между сторонниками теорийг формального и материального образования. Разумеется, она ведется теперь в несколько иных формах, с использованием новой аргументации, но односторонность, и научная несостоятельность этих теорий стали еще более очевидными. В прошлом теория формального образования в основном соответствовала целевым установкам элитарных средних школ. Но по мере количественного роста средних школ и известной демократизации- их контингентов, все более актуальной становится задача включения в программы материала, готовящего их: выпускников к практической жизни. Сторонники фор- мального образования фактически игнорируют эту задачу. В то же время теория материального образования,, которая использовалась для обоснования узкоутилитарных программ обязательной школы, предназначенной для детей трудящихся, вступает во все большее противоречие с требованиями современного производства к квалификационному уровню работников.

Большое внимание в трудах буржуазных дидактов уделяется вопросу о месте и роли гуманитарных и естественно-математических знаний в школьном образовалии. Резкие споры отнюдь не сводятся лишь к вопросу о количественном соотношении тех или иных предметов в учебном плане. Они специфическим образом отражают конфронтацию двух внешне противоположных направлений в рамках современной буржуазной общественной мысли — сциентизма и антисциёнтизма.

Известно, что содержанию образования в средней •школе капиталистических стран всегда было присуще преобладание гуманитарных предметов, которые традиционно пользовались высоким социальным и академическим престижем. Они занимали главное место в учебных планах, причем упор делался на изучение древних языков, литературы античности и классицизма, истории далекого прошлого. Такое положение сохранялось вплоть до самого последнего времени, особенно в странах Западной Европы, где полные средние школы отличались ярко выраженным элитарным характером и •предназначались главным образом для детей социальной верхушки. В середине 60-х гг. в учебных планах классических отделений средних школ гуманитарные предметы занимали во Франции 67%, в Италии — 70%, >в Бельгии — 61%, в ФРГ — 58% (98, р. 70). В реальных отделениях положение было несколько иным, но и там гуманитарные предметы занимали 40—50% плана и считались наиболее престижными. Обоснованию такой практики служила теория формального образования. Согласно ее классическим установкам, развитие абстрактного мышления учащихся, их способности к -формально-логическим дедуктивным умозаключениям -обеспечивается прежде всего изучением гуманитарных дисциплин. Значение остальных учебных предметов явно принижалось, и только для математики в некоторых странах делалось исключение.

Научно-технический прогресс, обусловивший возрастание роли естественно-математического знания, а также значительное расширение контингентов средних -школ и изменение социального состава их учащихся, сделал особенно очевидной анахроничность данной ситуации. С другой стороны, правящие круги капиталистических стран не без основания полагают, что обстоятельное изучение гуманитарных дисциплин широкими массами молодежи усиливает интерес к общественно- политическим и нравственным проблемам, а это, в -свою очередь, подрывает позиции господствующей идеологии.

Некоторые буржуазные теоретики выступают за возможно большее ограничение гуманитарного образования. При этом порой используется весьма изощренная аргументация. Показательна, в частности, позиция Ж. Фурастье: В ряде своих работ, опубликованных в 50—60-х гг., он утверждал, что за трагические события, обрушившиеся на Европу (приход к власти фашизма, вторая мировая война), большую ответственность несет классическая гуманитарная культура, поскольку она создала нереальную систему ценностей, распространяла мифы и иллюзии, а попытки их осуществления сопровождались взрывами дикого насилия и варварства. К тому же воспитание в духе классического гуманизма противоречит задаче адаптации молодежи к современным условиям жизни. Фурастье заявлял, что усечение гуманитарного образования будет соответствовать и умонастроению самой учащейся молодежи, которая в своей массе якобы совершенно индифферентна к проблемам- политики и этики, «сознательно ограничивает свои общественные интересы, отталкивается от политических столкновений и драм… от нравственных раздумий и сомнений» (51, р. 59—60).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование