Заметки о фольклоре

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

…Чампини считает, что Кроччонн совершенно прав, отстаивая необходимость преподавания фольклора в школах, где готовят будущих учителей, но в дальнейшем он отрицает возможность постановки вопроса о пользе фольклора. Здесь, несомненно, имеет место смешение ПОнятий «наука о фольклоре», «знание фольклора» и «фольклор как таковой», т. е. «существование фольклора». По-видимому, Чампини имеет в виду именно существование фольклора, что учитель, по его мнению, не должен бороться с птоломеевой концепцией, присущей фольклору, и т. п. Для Чампини фольклор (?) есть самоцель, или, другими словами, его полезность ограничивается тем, что народ черпает из фольклора данные для более глубокого самопознания (в этом случае под фольклором подразумеваются «знание фольклора» и «наука о нем»). С точки зрения Чампини, изучать предрассудки с целью их искоренения равносильно самоуничтожению фольклора, между тем как наука есть беспристрастное знание, самоцель! Но тогда для чего же преподавать фольклор в школах, где готовят учителей? Для повышения формальной культуры учителей? Для того чтобы показать им то, что они не должны разрушать?

Идеи Чампини, как видно, весьма неясны и, более того, лишены внутренней логики, потому что Чампини в другом месте сам признает, что государство — институт не агностический; оно имеет свою концепцию жизни, и его долг — распространять эту концепцию, воспитывая в надлежащем духе народные массы.

Воспитательная функция государства, которая выражается не только в общей политической деятельности, но главным образом в руководстве школой, не может развиваться на пустом месте, не имея никаких исходных позиций. В действительности она развивается в конкуренции и в противоречии с другими тайными и явными концепциями, в числе которых не последнее место занимает фольклор, и его надлежит преодолеть.

Таким образом, «знать фольклор» означает для преподавателя знать, какие концепции мира и жизни содействуют фактически интеллектуальному и моральному формированию молодого поколения, с целью искоренения этих концепций и замены их другими, которые признаны концепциями более высокого уровня. В самом деле, начиная с обучения в начальных школах и кончая … кафедрами сельского хозяйства, фольклор систематически подвергался разгрому, и его преподавание учителям должно было бы еще более усилить эту систематическую разрушительную работу.

Конечно, для достижения этой цели требуется не только углубление и расширение исследований фольклористов, но также изменение их сущности. Фольклор должен восприниматься не как нечто эксцентричное, странное, не как «живописный» элемент, а как явление серьезное, требующее к себе соответствующего отношения. Только при таких условиях его преподавание будет эффективным и действительно заложит основы для зарождения новой культуры широких народных масс, уничтожая разрыв между современной культурой и культурой народной, или фольклором. Такого рода деятельность, направленная на глубокую разработку этой проблемы, соответствовала бы в интеллектуальном плане тому, чем была Реформация в протестантских странах.

… «Самоучки» склонны мечтать о сказочной стране с молочными реками и кисельными берегами и о легких решениях любой проблемы из-за отсутствия критической и научной подготовки. Как на это реагировать? Наилучшим решением была бы школа, но такого решения нужно долго ждать, особенно для огромного количества людей, которые позволяют одурманивать себя. Поэтому… нужно воспитывать «инстинктивное» отвращение к интеллектуальному беспорядку… Такого отвращения, однако, мало но оно уже является необходимой предпосылкой для установления крайне нужного интеллектуального порядка…

Отсутствие скромности и интеллектуального порядка очень часто сопровождается моральным беспорядком.

Все самые смешные фантазеры, непонятые гении, которые в глубине души делают поразительные открытия, откликаются на любое новое движение, уверенные в том, что смогут реализовать свои планы и идеи… Необходимо формировать людей скромных, терпеливых, которые не впадали бы в отчаяние перед самыми ужасными и страшными вещами и не ликовали бы по любому пустяку, развивая вместе с тем пессимизм разума и оптимизм воли2.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование