Структура науки

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Не выдержала проверки практикой идея механического перенесения структуры науки в учебный предмет, на чем настаивали многие сторонники брунеровской концепции. Например, американский педагог Дж. Мартин считает, что при построении учебных курсов следует строго придерживаться логики научного познания и добиваться всемерной «теоретизации» материала. Значение же практических знаний и умений он явно недооценивает. «Главная черта учебной дисциплины,—пишет Мартин, — это ee теоретическая направленность и отстраненность от каждодневных практических вопросов» (82, р. 83). Подобная установка игнорирует особенности познавательной деятельности школьников, неправомерно отождествляет ее с деятельностью исследователя. Построенные на таких принципах учебные курсы быстро обнаруживали свой «сверхакадемизм» и оказались непосильными не только для основной массы школьников, но и для значительного числа учащихся академических потоков.

Примером может служить попытка создания модернизированных курсов математики в средних школах ряда западных стран. Создатели этих курсов стремились избавить математическое образование от таких архаических черт, как фетишизация евклидовой геометрии, упор на громоздкие формальные преобразования, игнорирование новейших математических концепций. Проблема сокращения разрыва между школьным курсом математики и современным уровнем развития математической науки действительно приобрела значительную актуальность. Но авторы новых программ пошли по пути крайнего их усложнения, не учитывая реальных познавательных возможностей школьников. Во Франции и в ряде других стран Заклада в конце 60-х — начале 70-х гг. школьные программы, переустроенные по идеям Бурбаки, уделяли главное внимание структуре математического знания, включали ряд разделов из высшей математики за счет неоправданного сокращения основных разделов элементарной математики. В результате новые программы оказались слишком сложными даже для большого числа школьных учителей, не прошедших специальной подготовки. Эти программы делают главный- упор на чистое математическое знание и не учитывают в должной4 мере вопросы его практического применения.

Проблемы содержания математического образования, казалось бы, носят чисто научный характер, далекий от политики и идеологии. В действительности, однако, в капиталистических странах они непосредственно вписываются в контекст общественной борьбы за школу между силами прогресса и реакции. В эпоху научно- технической революции базовые математические знания должны быть основательно усвоены всей учащейся молодежью. В то же время искусственно усложненные курсы математики объективно способствуют усилению социальной селекции учащихся. Они стали играть ту роль, которая прежде отводилась древним языкам, способность к изучению которых объявлялась главным критерием «умственной одаренности».

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование