Предметоцентризм

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Взгляды Бэгли, Хатчинза и их сторонников выгодно- отличаются от утилитаристских и педоцентристских установок прагматистов. Но, настаивая на возвращении к традиционным предметоцентристским принципам построения учебных программ, они не учитывают в должной мере те новые требования к содержанию образования, которые диктуются процессами интеграции и дифференциации наук, а также новейшими психологическими и дидактическими исследованиями.

Эти новые требования нашли отражение в концепции Дж. Брунера. Он отмежевывается от примитивного, вульгарно-механистического толкования процесса развития интеллекта, характерного для прагматизма и бихевиоризма, отрицает решающую роль генетическога фактора, подчеркивает первостепенное значение социальной среды и воспитания для умственного развития ребенка. В содержании школьного образования, согласно Брунеру, главное место должны занимать не факты, а структура знания, т. е. определенная совокупность основополагающих и взаимосвязанных идей. «Структура знания, его связи и следствие, в результате которых одна идея вытекает из другой, составляют главное содержание образования (29, р. 120). Усвоение структуры знаний облегчает восприятие фактов, их классификацию и оценку, а также способствует переносу знаний, что открывает благоприятный возможности для успешного усвоения последующего учебного материала. «Понять что-то как специфическое проявление более общей закономерности…,— писал Брунер, — значит не только- понять данное конкретное явление, но и овладеть моделью для понимания других подобных явлений» (30, р. 25).

Брунер исходит из убеждения, что формы умственной деятельности универсальны для любого человека^ будь то ученый или школьник. «Любой предмет в достаточно полноценной форме может эффективно преподаваться любому ребенку на любой стадии развития» (30, р. 33). Брунер предлагает строить учебный план по- принципу спирали: познакомив учащихся с основными научными понятиями Я идеями, необходимо затем вновь и вновь возвращаться к ним на более высоком теоретическом уровне. «Учение — акт открытия», что должно найти отражение в содержании учебных программ.

На фоне острого кризиса, который переживает буржуазная дидактика, позитивное значение ряда идей Брунера выступает особенно очевидно. Нельзя, однако, обходить и отрицательные стороны его концепции. Находясь под влиянием философии неопозитивизма, Дж. Брунер и его американские последователи (Дж. Шваб, П. Бернс, Дж. Брукс и др.) делают главный упор на овладение логическими формами познания и умаляют при этом содержательный аспект обучения. Такую же односторонность обнаруживают английские представители лингвистического анализа в педагогике — К. Ричмонд, Р. Питерс, П. Хорст, разделяющие и популяризирующие идеи Дж. Брунера.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование