Нельзя игнорировать и сильно развитые чувства товарищества

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Стремления к «вечной дружбе», к желанию совершить «подвиг», принести себя в «жертву» ради друга или товарища. Их нельзя подавлять, надо к ним относиться с должной чуткостью и уважением и умело направлять эти порывы на пользу самому ребенку.

Гражданка Л. увидела, что ее сын Валя привязался к очень распущенному и грубому подростку Жене К-, который на него очень плохо влиял. Она не стала запрещать Вале дружить с мальчиком, а постаралась выяснить, в чем же причина плохого поведения Жени, и установила, что мальчик очень одинок, заброшен.

Она стала приветливее к нему относиться, приглашала его вместе со своим сыном на прогулки за город, давала ему читать интересные книги, много с ним и с сыном беседовала. Женя, как говорится, «отошел», стал проще, сердечней, стал меньше хулиганить. Даже внешне он изменился: у него появилось желание быть более аккуратным, подтянутым; он начал лучше учиться. Сын Л., видя такое отношение матери к товарищу, был счастлив. Мальчики продолжали бывать вместе, но теперь они занимались другими делами — читали или играли. Выяснилось, что «презрительное» отношение Жени к учению объяснялось его незнанием: стесняясь этого, он демонстрировал наплевательское отношение к учебным делам. Валя стал понемногу помогать ему заниматься; чувство слепого обожания, желание во всем подражать Жене сменилось у Вали чувством некоторого превосходства, и дружба приняла другой характер. Вредное влияние Жени на Валю сменилось хорошим влиянием всей семьи Вали на его товарища.

С помощью классного руководителя, комсомольской организации мальчика удалось выправить окончательно, он хорошо закончил школу. С семьей Л. он надолго сохранил дружбу.

Трудно, конечно, давать готовые рецепты, ибо в каждом отдельном случае надо действовать по-иному. Но надо помнить одно: стремление к подражанию, к выбору идеала присуще всем мальчикам подросткового возраста, и игнорировать этого никак нельзя.

Лучшее средство воспитания мальчика в подростковом возрасте — организация разнообразной деятельности, включая и самую неинтересную, но осуществляемую как обязанность по отношению к семье. Отсутствие обязанностей создает у мальчика чисто потребительское отношение к своей семье, вырабатывает сознание, что удел родителей, особенно матерей и бабушек,— обеспечивать все удобства и блага, а удел сыновей — только ими пользоваться.

Объясняется это бытующим до сих пор пережитком в мнении людей, что домашняя работа — удел женщин, а мужчины должны быть с самого раннего возраста от нее освобождены.

Девочек, как правило, в той или иной степени приучают к домашней работе и вовлекают в домашние дела. Мальчиков же многие матери при сочувствии отцов полностью освобождают от всякой домашней работы, на том основании, что это — работа «женская».

Однажды в VI классе выяснилось, что мальчики смеялись над Мишей X. потому, что застали его дома моющим пол. Объяснения Миши, что его мать недавно перенесла операцию и ей пол мыть нельзя, ни к чему не привели, ребята продолжали над ним издеваться. «Он скоро белье будет брать стирать»,— смеялся Адик М., особенно усердствовавший в насмешках над Мишей. Иначе, как «поломойка» или «половая тряпка», он его не называл. Такое отношение мальчиков к Мише, который очень заботился о своей больной матери, возмутило учителей. Классный руководитель решил выяснить, кто из ребят и в чем помогает семье. Оказалось, что помогают мало и очень стесняются говорить об этой помощи: «Ну, хожу за хлебом», или: «Рублю дрова и растапливаю печь». Многие же из этих ребят никаких постоянных обязанностей в семье не имели, ни в каких домашних делах не участвовали. Все обязанности по дому выполняли матери, бабушки, сестры или домработницы.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование