Разница в подходе к детям

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

По-иному для детей в подростковом возрасте встает и вопрос о режиме дня. Если в младших классах режим дня имел, главным образом, санитарно-гигиеническое значение и устанавливался родителями или вообще старшими, то в подростковом возрасте правильный режим дня ребенка преследует не только цели укрепления его здоровья, он должен иметь организующее значение в его жизни. Поэтому к установлению режима для мальчика в возрасте 11 —14 лет надо подходить с других позиций. Нельзя ему навязывать определенный режим, если он не будет убежден в необходимости его соблюдения.

Лучше всего к установлению режима привлечь самого подростка и вместе с ним установить примерное время, отводимое на подготовку уроков, помощь дома, спорт, игры, чтение книг, время сна и т. д.

Правильно в этом случае поступил IIJ., определив режим дня своих сыновей совместно с ними. Такое руководство родителя не воспримется подростком как что-то навязанное, ущемляющее его самостоятельность: ведь он «сам» во всем этом участвовал.

Интересен в этой связи один весьма характерный пример, с которым автору данных строк пришлось встретиться года два назад.

Толя Р., ученик VI класса, отличался большой неорганизованностью и доставлял много огорчений родителям: его не удавалось уложить во-время спать, во-время поднять с постели, посадить за уроки и т. д.

Положение резко изменилось, когда он прочитал «Молодую гвардию» А. А. Фадеева и «Повесть о сыне» Е. Н. Кошевой. Образ Олега произвел на него такое неизгладимое впечатление, что он принял решение стать таким, как Олег. Он искал, где только возможно, подробности о жизни Олега в детстве и особенно в подростковом возрасте. Его поразило, что Олег не только много читал и занимался общественной работой, но он был очень организован в быту, твердо соблюдал выработанный режим дня, во многом помогал матери и бабушке. Подражая Олегу, Толя установил себе определенный режим и строго соблюдал его.

«Раньше,— говорит Толина мать,— его никак не добудишься, с постели встает и одевается чуть ли не целый час, постель за собой убирать не хочет, а сейчас вскакивает в семь часов утра, делает зарядку, обливается водой, все за собой убирает, спрашивает, чем надо дома помочь. Прямо все диву даются!»

То, что не удавалось сделать длительными увещеваниями, было достигнуто в результате самостоятельно принятого мальчиком решения.

Стремление к идеальным переживаниям, желание найти себе героя (олицетворение своего идеала) — характерная черта мальчиков подросткового возраста. Отсутствие же положительного идеала часто заменяется идеалом отрицательным, но импонирующим мальчикам этого возраста своей кажущейся отвагой и полной независимостью. Это бывает сплошь и рядом какой-либо из товарищей постарше, умеющий устраивать шалости или 70

даже дерзкие хулиганские выходки; они и принимаются мальчиками за действительную храбрость и бесстрашие. На словах такому молодцу все нипочем, все трын-трава, он, дескать, никого не боится, никого не признает. Родителей он тоже ни во что не ставит, с учителями груб, учится плохо и тех, кто стремится учиться хорошо, поднимает насмех. Младшие товарищи смотрят на такого «героя» с обожанием, стараются во всем ему подражать, боятся его.

«Связался с плохими товарищами»,— обычно говорят в таких случаях родители, когда узнают о дружбе хорошего ученика с таким «героем». Нравоучения же ему читают все, кому не лень: и родители, и классный руководитель, и пионерский вожатый, и соседи. Но как развенчать в глазах мальчика его «героя», кем его заменить,— об этом не подумает никто. «Слова учат, а примеры влекут»,— говорил древнеримский философ Сенека. Пример пресловутого «героя» оказывается настолько сильнее, что в единоборстве с ним взрослых воспитателей он часто оказывается победителем.

«Никак не оторвешь его от плохих приятелей, что ему ни говори!» — жалуются родители. И часто это вовремя не пресеченное дурное влияние товарищей имеет весьма тяжелые последствия.

Как же поступать? Как пресечь его, если оно уже имеется?

Путей для этого много. Самое правильное — не допускать этого влияния, но не запретами, вроде таких, как иногда слышишь: «Не смей водиться с Гришкой!» или: «Я запрещаю себе дружить с Женькой!» Такие запреты обычно приводят к обратным результатам. Надо организовать жизнь и деятельность мальчика так, чтобы она была полна разных интересов, чтобы дружба «с Гришкой», с «Женькой» не была для мальчика незаменимой. Многие родители над этим мало задумываются, мало делает в этой области часто и школа. Сыт, одет, книги и тетради для учения имеет, уроки учит, в школу ходит,— и родители спокойны. А чем живет мальчик, что его интересует, чем он заполняет свой досуг,— этим не многие интересуются. Часто мальчик и сам не знает, чем заняться, а взрослые ему говорят: «Пойди, займись чем-нибудь».

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование