В развитии кибернетической дидактики

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Сложились два основных направления. Одно из них связано с кибернетическим моделированием процессов обучения и учения на основе теории абстрактных автоматов и теории игр; другое — так называемая информационная дидактика — ориентируется на изучение психоструктуры обучаемого (прежде всего его памяти) и прогнозирование и управление на этой основе обучением. И та и другое направление использовало идеи программированного обучения.

К первому направлению относятся работы X. Франка, Ф. Кубе (ФРГ), Л. Столурова, Р. Смоллвуда (США), Г. Паска (Англия). X. Франк и его сотрудники взяли за основу своей теории содержательную интерпретацию обучения П. Хайманна как взаимодействия шести элементарных структур, формализовав ее в виде модели обучения, в своей принципиальной части содержащей шесть дидактических переменных. Применительно к каждой ситуации обучения и каждому обучаемому на основе этих немногих дидактических переменных строится обучающий алгоритм. И тогда оказывается, что единой дидактики нет, а есть множество дидактик, т. е. отображений множества целей обуче- лия во множестве обучающих алгоритмов. При этом теоретической основой является абстрактный автомат, -а реализовать систему может только совершенное техническое устройство, работающее на основе ЭВМ. Подобные работы, безусловно, интересны. Оказывается возможным классифицировать обучающие алгоритмы, для чего вводится понятие макроструктуры, т. е. функции абстрактного автомата, выполняющего данный алгоритм. Возможно, далее, теоретически отобразить схему работы обучаемого по разветвленной обучающей программе, которая (даже в форме книг с перепутанными страницами) также рассматривается как конкретный автомат со своей макроструктурой. Ряд технических устройств, созданных X. Франком, удачно демонстрирует процедуру принятия дидактических решений обучающей машиной на основе всей предыстории учения данного учащегося, т. е. уровень адаптивности (индивидуализация обучения) оказывается весьма высоким. Примерно так же действуют системы, разработанные в США, прежде всего система «ПЛАТО», имеющая несколько модификаций.

Для второго направления кибернетической дидактики — информационной дидактики (X. Ридель, Ф. Кубе, X. Франк (ФРГ) — характерно использование количественных мер оценки памяти обучаемых. Было показано, что при усвоении учащимися учебного материала он последовательно продвигается по различным уровням памяти: непосредственной, кратковременной, долговременной. Эти уровни памяти характеризуются своей пропускной способностью и своим временем присутствия в памяти. Количественные показатели памяти учащихся различных возрастных категорий дают возможность рассчитать скорость усвоения учащимися данного учебного материала в системе индивидуализированного обучения. Особенно впечатляющие результаты достигаются в том случае, когда эти меры «закладываются» в автоматические устройства, реализующие принцип работы абстрактного автомата, т. е. когда оба направления исследования образуют некое единство. Это, однако, проделано только X. Франком и его группой.

Принципиальный недостаток кибернетической дидактики— ее замкнутость в пределах кибернетики, от? сутствие какой-либо связи с традиционной дидактикой. В итоге получается, что одна дидактика должна быть для автоматизированного обучения, другая—для обучения учителем.

Совершенно ложной является ориентация дидактов этого направления на деидеологизацию. Искусственно ограничивается круг проблем: исключается все, что не соответствует позитивистским установкам кибернетиков, в работах которых мы неоднократно встречаем упоминания о ненаучности идеологизированной дидактики, о ее догматическом характере. Однако в плену собственных догм находятся прежде всего сами дидак- ты-кибернетики.

Психологическая дидактика. Психология всегда считалась для педагогики базовой наукой, хотя представления исследователей о характере их связи подчас существенно отличались. Наиболее близки, естественно, педагогическая психология и дидактика. Первая изучает человеческую психику в специфической деятельности обучения и учения. Вторая исследует оптимальные формы и методы управления этими процессами. JB некоторых странах (Англии, США, Канада) понятие дидактики употребляется довольно редко, хотя сама дидактическая проблематика, конечно, существует. При этом считается, что непосредственным помощником педагога, теоретической основой обучения является психология, без посредства педагогики и дидактики как ее части. Учет психологических факторов в учениц и воспитании, разумеется, необходим. Но отрицание дидактики нельзя признать правомерным. Психологические методы исследований не могут быть адекватными всей педагогической проблематике.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование