Стремление к ранней самостоятельности

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Отец мальчика Д. рассказал однажды на родительском собрании, что он как-то заметил у сына, ученика V класса, некоторое охлаждение к учению: мальчик спешил выучить поскорее уроки и бежать к товарищам во двор. «Я все хорошо знаю»,— отвечал он матери на ее вопрос, хорошо ли он приготовил уроки.

И вот отец решил показать мальчику, как «выучены» им уроки. Сидя вместе с сыном за ужином, он спросил его, что делают они сейчас по математике.

— Решаем задачи на скорость и расстояние,— ответил мальчик.

— Тогда ответь мне на вопрос: я иду на работу на Колхозную площадь с Трубной площади, а П. И. (приятель отца) с площади Дзержинского. Кто из нас скорее доходит на работу, если мы идем с одинаковой скоростью?

Мальчик смутился.

— А как я узнаю расстояние?

— Так ты же говоришь, что все знаешь? А как решить такую задачу, ученику V класса полагается знать.

Мальчик весь вечер рылся в книгах, ища путей для ответа отцу на поставленный вопрос. На другой день он привлек к решению задачи своих двух товарищей. Втроем они вымерили все расстояние шагами, провели пробные проходы с часами в руках, произвели расчеты и вечером с восторгом заявили, что задача ими решена: расстояние от Трубной площади (ввиду необходимости идти по переулкам) и от площади Дзержинского—одинаковое, и отец с товарищем, идя с одинаковой скоростью, должны приходить на работу одновременно.

«С этого времени,— рассказывает отец,— я стал задавать сыну различные вопросы и по разным предметам». Обычно он сам придумывал эти вопросы или искал их в различных журналах: «Вокруг света», «Техника молодежи», «Огонек» и другие».

Скоро интерес к учению у мальчика повысился. Он научишся к каждому вопросу подходить с разных сторон, чтобы понять его досконально и использовать для ответа знания, полученные в школе. Он увлек и своих товарищей, и они все втроем не только с интересом искали ответа на вопросы отца, но и начали задавать контрво- просы из разных областей знаний и ему самому.

Все три мальчика стали лучше учиться и относиться к учению с большим интересом. В связи с этим родители и попросили Д. рассказать собранию о том, как он этого добился.

Так, благодаря умелому вмешательству отца, во-вре- мя показавшему сыну, что знания, если умело применять их в жизни, дают человеку большую радость, у мальчика появился активный интерес к учению.

Что же можно чаще всего видеть в семье, где родители недовольны тем, как учится их сын?

Либо они читают мораль о пользе знаний в духе старинной поговорки, что «ученье свет, а неученье тьма», либо твердят, что их сын должен быть образованным человеком, а показать на конкретном примере, в чем заключается этот «свет», догадываются не все. Для мальчика 12—13 лет слова о том, что он должен быть «образованным» человеком, звучат довольно абстрактно. Это когда-то в будущем он должен стать образованным человеком, а сейчас он должен учить синтаксис, который, с его точки зрения, для «выбранной» им профессии «летчика» никакого значения не имеет.

Либо воспитание прилежания, интереса к учению идет по линии угроз: «Получишь тройку — не куплю велосипед, не пойдешь в- кино (или на каток)».

В этом случае родители действуют по принципу лишения радости. Такая форма посул и угроз — «куплю», «пущу», «не пущу» — вызывает со стороны подростка протест: «Ну и пусть не купит; ну и пусть не пускает — мне все равно».

Этот протест объясняется тем, что в данном возрасте у подростка, как мы утверждаем, очень сильно стремление хотя бы к видимой самостоятельности, и поэтому всякое прямолинейное проявление родительской власти, которое в младшем возрасте принималось как нечто естественное, сейчас уже вызывает протест.

Контроль за подростками нужно организовать, но он должен носить уже иные формы. Серьезная разумная повседневная требовательность и раз установленный порядок в семье, обязательный для всех ее членов, разумные поощрения, при которых успех в учебной жизни ребенка воспринимается как радость всей семьи и награда — как естественное последствие приложенных учеником усилий, всемерное повышение интереса к учению и конкретный показ значения приобретенных знаний для жизни — лучшее средство добиться серьезного отношения ученика к учебной работе, а отсюда и успешного обучения.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование