Общие оценки

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Говоря о воспитательных возможностях учебных предметов, всегда следует исходить из того, что это воспитание осуществляется с определенных идейно-полити- ческйх позиций. Так, нельзя обойти вопрос, какая нравственность является целью воспитания, если иметь в виду первый «дидактический смысловой принцип» В. Клафки.

Четвертым «измерением дидактического поля» является «внутренняя структура и расслоение содержания образования». Образование понимается как пирамида ступеней знания увеличивающейся общности. В основе пирамиды лежит идея категориального образования, в которой В. Клафки пытается примирить понятия экземп- лярного, элементарного, фундаментального, ранее предложенные классической немецкой педагогикой. В принципе, здесь речь идет о попытке некоторого содержательного синтеза материального и формального образования, но попытка эта оказывается малоуспешной, поскольку явно заметен уклон в сторону формального образования. Вместе с тем несомненно, что для педа- гогов-практиков измерения дидактического поля могут быть полезными. Они дают известную основу для анализа образовательного смысла учебных предметов. Однако нельзя забывать, что, по замыслу автора концепции, необходимо формировать «образованного дилетанта». Хотя категориальное образование В. Клафки действительно содержит элементы диалектики и в какой-то мере преодолевает ограниченность альтернативы «материальное образование — формальное образование», рассматриваемое дидактическое направление и предлагаемые средства носят явный отпечаток идеалистической «философии жизни» В. Дильтея.

Для общей оценки герменевтической дидактики важно также ее отношение к идеологии. Если верить В. Клафки, дидактам-герменевтикам «удалось деидео- логизировать понятие образования и тем самым придать ему ясный и определенный смысл» (74, S. 93). Объявляя это заслугой своей школы, В. Клафки пишет одновременно о задачах школы по борьбе с коммунизмом (74, S. 92), о необходимости «сокрытого разговора Европы с коммунизмом» (74, S. 109). Такова эта «деидеологизация», в действительности направленная против социалистической идеологии и отстаивающая принципы буржуазного мировоззрения.

Структури о-a налитическая дидактика представлена западноберлинской школой (П. Хайманн,

В. ІІІульц, Г. Отто и др.). Ее идейно-философская основа— неопозитивизм, что и определяет характер дидактических разработок, ориентированных, по заявлению этой школы, на изучение реальных фактов обучения и учения и построение их теоретических моделей. Представители структурно-аналитической дидактики декларируют отрицание идеологии в педагогике. Так,

В. Шульц отмечает, что дидактика есть внеценностная описательная модель, П. Хайманн считает, что только деидеологизация позволяет создать теорию, т. е. «систему непротиворечивых высказываний, которая может быть верифицируема или опровергнута с помощью наличных фактов». Позитивизм подобной ориентации очевиден.

От геттингенской школы это направление дидактики отличается пониманием как предмета дидактики, таки методов исследования. Основным понятием здесь является обучение (а не образование), основным методом исследования — эмпирический (а не толкование зафиксированного в текстах опыта). П. Хайманн утверждает, что на понятии образования вообще невозможно построить «практическую дидактику», поскольку это понятие «с самого происхождения связано с идеологией» (60, S. 410). Отношение образования и обучения есть отношение цели и средства. Следовательно, в конечном счете и обучение детерминируется идеологически.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование