Итальянские университеты

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Почему итальянские университеты, регулирующие культурную жизнь, не имеют в Италии того влияния, какое они имеют в других странах? Одну из причин следует искать в том, что в университетах не налажены контакты между преподавателями и студентами. Профессор обучает массу слушателей с кафедры, т. е. читает лекции и уходит. Студент общается с профессором только в период написания диплома, выясняет тему, просит советов о методе научного исследования по данной теме. Для массы студентов научные курсы являются не чем иным, как серией лекций, из которых все или только часть они слушают с большим или меньшим вниманием: студент рассчитывает на отдельные выпуски лекций, учебник, написанный самим преподавателем поданному вопросу, или на указанную им библиографию. Тесный контакт устанавливается между отдельными преподавателями и отдельными студентами, которые хотят специализироваться по какому-то определенному предмету: этот контакт устанавливается чаще всего случайно, он крайне важен для академической преемственности и для успеха различных дисциплин. Этот контакт устанавливается, например, по религиозным, политическим или семейным причинам. Студент становится ревностным почитателем профессора, который встречает его в библиотеке, приглашает домой, советует, какие ему книги читать и какую научную тему взять для изучения. Каждый преподаватель стремится создать свою «школу», у него есть своя собственная точка зрения (называемая теорией) на определенные разделы читаемого им предмета. Он хочет, чтобы его точки зрения придерживались его последователи или ученики. Каждый профессор хочет, чтобы именно из его университета, а не из какого-либо другого выходили выдающиеся молодые люди, которые вносили бы серьезный вклад именно в его науку. Поэтому на одном и тем же факультете ведется конкурентная борьба между профессорами смежных предметов, с тем чтобы привлечь на свою сторону некоторых молодых людей, которые уже выделились из общей массы какой- нибудь рецензией или статейкой, или на диспутах (где они проводятся). В этих случаях профессор па-настоящему становится руководителем своего ученика: он указывает ему тему, консультирует его в ее разработке, облегчает ему поиск материалов, своими постоянными беседами с ним форсирует его научное формирование, помогает ему публиковать первые очерки в специализированных журналах, знакомит его с другими специалистами и окончательно покоряет его. Этот обычай, за исключением отдельных неблаговидных случаев, является благотворным, потому что он дополняет функцию университетов. Он должен был бы из индивидуального факта, из личной инициативы стать органической функцией: не знаю, до какой степени, но мне кажется, что семинары немецкого типа выполняют такую функцию или пытаются ее выполнять. Вокруг некоторых профессоров толпятся ловкачи, которые надеются с большей легкостью добраться до университетской кафедры. Напротив, многие юноши, особенно из провинциальных лицеев, поступающих в университет, становятся отщепенцами и в социальной, и в учебной университетской среде. Первые шесть месяцев курса уходят на то, чтобы разобраться в специфическом характере университетских занятий, и в отношениях между преподавателем и учеником неизбежна некоторая робость. На семинарах этого не случилось бы, или по крайнем мере не в такой степени. Во всяком случае, эта общая структура университетской жизни не создает уже в университете никакой постоянной интеллектуальной иерархии между професорами и массой студентов; а после университета даже и эти слабые связи распадаются и поэтому в стране отсутствует всякая культурная структура, основывающаяся на университете. Это и явилось одной из причин удачи диады Кроче — Джентиле, когда перед войной они создали крупный центр интеллектуальной национальной жизни; кроме того, они тоже боролись против недостатков университетской жизни и научной (иногда и нравственйрй) педагогической посредственности официальных преподавателей.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование