Все в мире связано со всем

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Таким образом, мы пришли к простому выводу, что мозг ребенка представляет собой ассоциативную машину с безграничными возможностями; что память и творчество развиваются по очень схожим путям; и что, упражняясь в одном из этих невероятных умений, мы автоматически упражняемся в другом.

Два главных элемента творчества, с которыми ребенок появляется на свет, — воображение и ассоциация. Эти фундаментальные задатки нуждаются в развитии в молодые годы, когда ребенок еще только формируется. Зная об их ведущей роли в развитии творчества, мы можем ответить на многие вопросы и разрешить сомнения, которые зачастую возникают у молодых родителей.

Творчество и коэффициент IQ

Эти два важнейших вида интеллекта (см. с. 49) часто противопоставляют друг другу и порой рассматривают как противоположные и антагонистические элементы. Конечно же, это не так. Они нуждаются в одновременном и синергетическом развитии.

Когда тест IQ среди маленьких детей проводят недостаточно подготовленные специалисты, то два главных требования, предъявляемых к творческому мышлению, — оригинальность (то есть умение разглядеть в вещах то, что до этого никто не видел) и взгляд на вещи под другим углом зрения — могут привести к снижению оценок.

Вот два примера, иллюстрирующих эту мысль.

В первом случае десятилетний мальчик должен был пройти тест IQ, в котором было много заданий, связанных с выбором правильного ответа из четырех возможных.

В одном из заданий было предложено четыре квадратика с различными изображениями. На первом было нарисовано Солнце, на втором — Луна, на третьем — Земля, а на четвертом — лимон. Мальчику нужно было вычеркнуть один из предметов, который был в этом ряду «лишним».

Ожидаемым и очевидным ответом был, конечно, квадратик № 4 — лимон.

Мальчик сделал очень быстрый выбор (а скорость является одним из важных факторов творческого мышления) и вычеркнул квадратик № 3 — Землю.

Уровень IQ этого ребенка получился сниженным на основании этого задания, а также некоторых других, на которые он не смог дать очевидного и «логичного» ответа. Многие его ответы были настолько необычными, что организаторы теста всерьез задумались, не имеют ли они в данном случае дело с задержкой психического развития.

В результате они поместили малыша в клинику и еще раз внимательно прошлись с ним по всем вопросам, попросив его объяснить свой выбор. Ответы поразили и заставили серьезно задуматься многих психологов. Когда мальчика спросили, почему он выбрал Землю, а не лимон, он удивленно посмотрел на собравшихся и ответил, явно сочувствуя их непониманию: «Она только одна голубая!»

Его ответ продемонстрировал глубокое понимание им пространства, размеров и цвета, а также то, что его мыслительные процессы были значительно более творческими, чем у составителей тестов. Его мозг творчески исследовал новые пути, очень похожие на те, которые рассказаны в истории о Келвине и звездоплавателе Спиффе (см. с. 342).

Во втором примере похожее задание было дано десятилетней девочке.

На первом квадратике была нарисована большая куча угля, на втором — желтый нарцисс, на третьем— совок, а на четвертом — пустой камин. Как и в предыдущем случае с мальчиком, ей предлагалось зачеркнуть рисунок, который в этом ряду был лишним. Она вычеркнула кучу угля. И снова, как и в предыдущем примере, ее уровень IQ получился сниженным, потому что она не сумела дать очевидный и логичный ответ — квадратик № 2, нарцисс.

Когда ее спросили, почему она сделала такой выбор, она ответила: «Я знала, что правильный ответ — нарцисс, но картинка была такая красивая, что я не захотела ее зачеркивать».

Этот ответ свидетельствует о чудесном творческом и духовном интеллекте и заслуживает куда более высокой оценки.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование