Современная «педагогика мира»

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что доктрины политиков и теоретические постулаты буржуазных ученых непосредственно преломляются в системе воспитания, в процессе формирования мировоззрения молодежи капиталистических стран.

В сфере образования находит отражение борьба идей по проблемам войны и мира.

Активной силой в борьбе за воспитание молодежи в духе мира выступают коммунистические и рабочие партии. За миролюбивое воспитание молодежи выступают и достаточно широкие слои буржуазной интеллигенции, некоторые буржуазные политические, общест- венные, религиозные деятели. В конце 60-х — начале 70-х гг. на Западе сложилось целое научное направлен ние, получившее название «педагогика воспитания ёГ духе мира», или «педагогика мира», и представленное; именами педагогов, психологов, социологов, политологов. Это направление в педагогике — сложное по своей социальной и идеологической сущности явление: В числе западных сторонников «миролюбивого воспитания» есть ученые, идеи которых недвусмысленно направлены на стабилизацию государственно-монополистической системы (Г. Ассёль, Ф. Минсен, И. Эссер). Большая группа педагогов либерально-буржуазного направления развивает абстрактно-гуманистические идеи, воспитания в духе мира (Г. Рёрс, Р. Улих и др.). & рамках этой педагогики существует и так называемой критическое направление, выражающее наиболее радикальные взгляды (К. Вульф, П. Делю, Д. Зенгхаас). Неи смотря на различие подходов, всех их объединяет ори<- ентация на воспитание личности, способной жить в «мире без войн». Вместе с тем, будучи порождением буржуазного общества, опираясь на его доктрины и постулаты — «социального партнерства», «социальной гармонии», «глобализма» и другие, «педагогика мира» выступает за формирование личности, которая могла бы жить не только в мире без войн, но и в мире капитализма. Призывы «ко всеобщей лояльности» означают, по существу, лояльность, прежде всего, к существующей капиталистической системе, «отказ от насилия» — отречение от участия в политической борьбег «бесконфликтность» — умение не допускать конфликтов с «шефом», «критическое отношение к стереотипу» — аполитичность. Западногерманский педагог К.-Ф. Роот пишет, что воспитание в духе мира «должно исходить из таких понятий, как партнерство, кооперация, компромисс, терпимость, обучение правилам «честной игры» (92, S. 91). Культивирование таких качеств подразумевает приспособление молодежи к государственно-монополистической системе.

Современная «педагогика мира» немало взяла от пацифизма 20-х гг., приобретя некоторые новые черты. В частности, сторонники этого движения выступают не только за воспитание в духе мира, но и за «воспитание в поддержку разоружения» и «воспитание в целях развития» (в странах «третьего мира»). Некоторые буржуазные ученые Запада пришли к признанию того, что войны вызываются социальными причинами. Однако эти новые черты современного пацифизма не избавляют его от старой мировоззренческой и программной ограниченности. Многие из упоминавшихся выше авторов считают, что недостатки образовательных систем, мешающие воспитанию в духе мира, характерны как для капиталистических, так и для социалистических стран.

«Педагогика воспитания в духе мира», разрабатываемая буржуазными учеными, оказывается в значительной мере умозрительной, существующей лишь на уровне теоретических построений. В условиях капиталистической действительности невозможно соединить идеи «миролюбивого» воспитания с реальной практикой обучения и воспитания в школе. Предпринимаются отдельные попытки отразить принципы этого воспитания в школьных программах, осуществить на деле воспитание в духе мира. Ряд общественных организаций США, Австрии, ФРГ, Японии и некоторых других стран создают пособия для «обучения миру», проводят на их основе воспитание детей и подростков в дошкольных учреждениях, в школе, во внешкольных группах и кружках.

Пример движения за воспитание в духе мира наглядно демонстрирует, каким все более глубоким и необратимым становится процесс расслоения буржуазного сознания, являющийся порождением и следствием общего кризиса капиталистической системы. Тот факт, что на современном этапе общего кризиса капитализма возникает такое направление педагогической мысли, свидетельствует о громадном влиянии теории и практики социализма, «усиливающем именно в этом жизненно важном для человечества вопросе буржуазнодемократические тенденции в капиталистическом мире» (11, с. 53).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование