Пришлось девочку переучивать

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

А переучивать всегда труднее, чем учить, и ребенку переучиваться труднее.

Как же следует правильно называть буквы при начальном обучении? Нужно называть их кратко, чисто, без звука е или э: просто «м», а не «эм» и не «ме», просто «с», а не «эс» и не «се».

Вторая ошибка, допущенная отцом в обучении дочки, состояла в том, что, начав обучать ее чтению, он учил ее читать с перебором букв, а не по слогам. И Наташа читала так:

«м» («а») будет «ма»,

«с» («у») получится «су», т. е. она сначала называла каждую букву отдельно, а потом произносила слог целиком вслух; такое чтение называется побуквенным чтением. А побуквенное чтение вредно; оно мешает, затрудняет выработку у детей плавного, хорошего чтения.

Пришлось и в этом направлении переучивать девочку. Переучивание удалось не сразу и не легко. Я говорила ей: «Читать можно только по слогам. Смотри на этот слог («ма»), покажи его указкой, подумай, как сложить губы, чтобы начать читать первую букву, а потом, как открыть рот, чтобы вместе с первой произнести и вторую; читай громко, не торопясь, чуть протяжно и сразу: «ма». Теперь смотри на другой слог, подумай и приготовься читать сразу «ша». Еще раз протяжно прочти первый слог и за ним второй — «Ма-ша».

— Кого так зовут? — спрашиваю я, чтобы узнать, поняла ли она то, что прочла. «Маша — так девочку зовут»,— отвечает она.

Не сразу усвоила девочка правильное чтение по слогам; она долго еще пыталась то шепотом, то одними губами произносить сначала отдельно каждую букву.

Третья ошибка, допущенная отцом, была самая грубая. Девочка совсем не умела вслушиваться, различать на слух, выделять на слух звуки в словах и слогах.

Я занималась развитием у нее совершенно необходимого тонкого слуха путем игровых приемов. Во время этих занятий ей не показывалось никаких букв, я учила ее вслушиваться, различать звуки в словах, а затем и в слогах только на слух. Мы рассматривали с нею отдельные рисунки.

— Это — кто? — спрашиваю я.

— Это — рыба,— отвечает она.

— Где она живет?

— Она в воде плавает.

— Хорошо. А теперь послушай, как я скажу слово, и угадай, какой будет первый звук: «Ррыба»,— ясно произношу я.

— Впереди ры,— отвечает девочка.

— Нет, неверно,— говорю я,— послушай получше: «рррыба».

— Впереди р!р! я услышала!

— Вот это верно.

— А это что?

— Ложка.

— Для чего она нужна?

— Я ложкой суп ем и кашу.

— А теперь послушай хорошенько: «ложка»; сама скажи это слово. Что слышишь в начале его?

— Л…

— Правильно,— говорю я.

Это у нас называлось игрой в «отгадывание» звуков.

Играли и по-другому: ставили на стол несколько игрушек, например: зайца, собачку, кота, машину, куклу. Я говорила:

— Дай мне игрушку, название которой начинается со звука к.

Наташа смотрела на игрушки и говорила, вслушиваясь:

— Зайка, зайка; нет, эту не надо; собака,— нет, и эту не надо; котик, котик — к, к, я нашла, отгадала,— и давала мне игрушку — кота.

— А еще?

Девочка подавала куклу.

— А теперь поищи игрушку, название которой начинается со звука м.

И снова Наташа произносила названия игрушек, вслушивалась и правильно находила то, что нужно. Так она училась различать на слух первый звук в слове.

Но самое нужное для того, чтобы ребенок в будущем писал без ошибок, чтобы не пропускал букв в словах при письме,— это чтобы он различал на слух звуки в слогах. И на этот случай у нас была игра в отгадывание. Мы смотрели картину.

— Это кто? — спрашивала я.

— Корова.

— Как она мычит?

— Мммуу,— тянула Наташа.

— Послушай, как я скажу это слово: м-м-м-у. Что слышишь вначале?

— Му,— отвечает девочка.

— Как же так? Не отгадала. Вслушайся еще разок и посмотри, как я губы сначала складываю: м-м-м-у.

— М, правильно? — спрашивает она.

— Правильно, молодец. А теперь послушай, какой звук на конце: м-м-у-у.

— У…

— Скажи еще раз, как корова мычит?

— М-уу…

— Сколько же звуков ты слышишь?

— Два: м и у.

— Очень хорошо,— хвалю я ее.— Ты стала хорошо отгадывать, слышать звуки.

Вот как понемногу, минут по 5—7 за одно занятие, я развивала у девочки важнейшее для каждого начинающего ученика умение вслушиваться в звуки нашей речи.

Чем это ценно? Ценно вот чем: нужно, например, ученику составить из букв или написать слово шар. Если ребенок слышит звуки 1-й, 2-й и 3-й, он напишет или составит слово верно. А если он звуков на слух не различает, то он может написать, например: шр, пропустив букву а, или шра, переставив буквы.

Таким образом, к домашнему обучению следует относиться вдумчиво. Домашнее обучение полезно ребенку, если оно правильно поставлено.

Необходимо предостеречь родителей от одного неправильного взгляда и на обучение ребенка в школе. Некоторые родители рассуждают так: «Ребенок еще маленький, что с него спросить? Зачем его заставлять учиться? Пусть себе ходит в школу, привыкает, за год подрастет, а если он не перейдет в следующий класс, так это ничего, ведь мал еще!».

При таком безответственном отношении некоторых родителей к учебной жизни ребенка получается большой вред для самого ребенка: он с первых шагов своей учебной работы не встречает дома заботливой поддержки, которая ему необходима для преодоления ряда трудностей.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование