Воспитательная эффективность

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Воспитательную эффективность итальянской средней школы старого типа, организованной на основе старого закона Казати, не следовало искать (и даже следовало ее отрицать) в новой постановке вопроса о том, быть или не быть старой школе; эту эффективность следовало искать в том факте, что организация и программы школы являлись выражением в традиционном плане интеллектуальной и моральной жизни, культурной атмосферы, распространенной во всем итальянском обществе в силу древнейшей традиции. То обстоятельство, что такая атмосфера и такой образ жизни вступили в фазу агонии и что школа оторвалась от жизни, предопределило кризис школы. Критиковать программы и организацию дисциплины в школе без учета этих условий — значит почти ничего не сказать. Таким образом, мы возвращаемся к вопросу о действительно активном участии ученика в работе школы, а это может иметь место только тогда, когда школа связана с жизнью. Чем больше новые программы утверждают и теоретически обосновывают активность ученика и его деятельное участие в работе педагога, тем больше они предназначаются для такого ученика, который являлся бы воплощенной пассивностью.

В старой школе чисто грамматическое изучение латинского и греческого языков, наряду с изучением латинской и греческой литературы и политической истории, представляло собой воспитательное начало, ибо гуманистический идеал, олицетворенный в Афинах и Риме, был распространен во всем обществе , составляя основной элемент жизни и национальной культуры. Даже механистичность чисто грамматического изучения языка оживлялась культурной перспективой. Отдельные понятия усваивались не для достижения конкретной практически-про- фессиональной цели (такой непосредственной заинтересованности, казалось, не было), так как целью обучения было внутреннее развитие личности, формирование характсра путем освоения и ассимиляции всего культурного наследия современной европейской цивилизации. Латынь и греческий изучали не для того, чтобы говорить на них, чтобы работать кельнерами, переводчиками, торговыми конторщиками. Изучали эти языки для того, чтобы конкретно изучать цивилизацию обоих народов как необходимую предпосылку современной цивилизации, т. е. чтобы быть самими собой и сознательно познать самих себя. Латинский и греческий изучали по грамматике, механически, но когда обвиняют в механическом подходе и в безрезультатности такого изучения, то в этом много несправедливого и пристрастного. Нужно приложить много труда, чтобы привить детям некоторые навыки прилежания, пунктуальности, собранности (в частности, физической) и сосредоточения психического внимания на определенных предметах — навыки, которые не могут быть приобретены без механического повторения упражнений, способствующих выработке дисциплины и методичности. Разве сорокалетннй ученый был бы способен просидеть за столом шестнадцать часов подряд, если бы с детства, в силу механического принуждения, он не усвоил надлежащие психофизические навыки. Если хотят подготовить великих ученых, то нужно начинать уже с этого момента и оказывать воздействие на учащихся в этом смысле на протяжении всего школьного периода, чтобы выдвинулись те тысячи, сотни или хотя бы десятки выдающихся ученых, в которых нуждается каждое цивилизованное общество (если бы только можно было многое улучшить в этой сфере с помощью соответствующих научных средств, не возвращаясь к схоластическим методам иезуитов).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование