Образование-не воспитание

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Утверждение, что образование не является в то же время и воспитанием, не совсем правильно: серьезная ошибка идеалистической педагогики состояла именно в том, что делался слишком большой упор на это разграничение, результаты чего видны уже в школе, реорганизованной в соответствии с этим педагогическим принципом. Для того чтобы образование не включало в себя также и воспитания, нужно было бы, чтобы ученик олицетворял собой подлинную пассивность, был «механическим аккумулятором» абстрактных знаний, что, конечно, абсурдно; впрочем, это отрицается «абстрактно» и самими поборниками так называемого чистого воспитания, выступающими именно против механического образования. В сознании ребенка «определенное» становится «истинным». Но, конечно, сознание ребенка — это не есть нечто «индивидуальное» (и тем более индивидуализированное), в сознании ребенка отражается сознание той части гражданского общества, к которой он принадлежит, сознание социальных взаимоотношений, завязывающихся в семье, среди соседей, в деревне и т. д. В индивидуальном сознании подавляющего большинства детей отражаются социальные и культурные взаимосвязи, являющиеся отличными от тех, которые выражены в школьных программах, антагонистическими по отношению к ним; «определенное» в передовой культуре становится «истинным» в рамках культуры окаменелой и устаревшей, отсутствует единство между школой и жизнью, а потому нет и единства между образованием и воспитанием. Следовательно, можно сказать, что в школе единство образования и воспитания может быть воплощено только в живой работе учителя, поскольку он сознает противоречия между типом общества и культурой, которую он представляет, и типом общества и культурой, которую представляют его ученики; он понимает также свою задачу как сводящуюся к ускорению и введению в определенные рамки формирования ребенка в соответствии с идеалом высшего типа и в борьбе против низшего типа. Если учебный персонал недостаточно подготовлен и если образовательно-воспитательное единство распадается из-за стремления решить проблему образования на основе бумажных схем, в которых главная роль отводится воспитанности, то работа учителя будет страдать еще большими недостатками: школа будет риторической, несерьезной, потому что в ней «определенное» будет лишено своей конкретности, а истина станет словесной, чисто риторической. Дегенерацию средней школы можно еще лучше увидеть на примере курсов литературы и философии. Раньше ученики приобретали хотя бы некоторый багаж, или приданое (в зависимости от вкусов), состоящих из конкретных знаний; теперь, когда учитель должен быть обязательно философом и эстетом, ученик пренебрегает конкретными знаниями и набивает себе голову формулами и словами, смысл которых в большинстве случаев для него совершенно непонятен и которые он тотчас же забывает. Борьба против старой школы была правильной, но реформа не была столь простой, как это казалось, поскольку речь шла не о программных схемах, а о людях, причем не о людях, являющихся непосредственно учителями, а обо всем социальном комплексе, выражением которого эти люди являются. В самом деле, скромный преподаватель может добиться того, чтобы его ученики стали более образованными, но ему не удастся добиться, чтобы они были более культурными; он будет скрупулезно и добросовестно по-бюрократически осуществлять механическую функцию школы, а ученик, если он обладает активным умом, будет самостоятельно и с помощью своей социальной среды распоряжаться накопленным им багажом. С введением новых программ, совпадающих с общим понижением культурного уровня преподавательских кадров, вовсе не будет багажа, которым можно было бы распоряжаться. В новых программах следовало бы предусмотреть полную отмену экзаменов; сдача экзаменов теперь, пожалуй, является куда более азартной игрой, чем это было когда-то. Дата всегда есть дата, какой бы профессор не экзаменовал ученика, и дефиниция всегда есть дефиниция; а где же суждение, эстетический или философский анализ?

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование