К исследованию принципов воспитания

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Реформа Джентиле предопределила разрыв между начальной и средней школой, с одной стороны, и высшей — с другой. До этой реформы подобный разрыв существовал в особенно острой форме только между профессиональной школой и школой средней и высшей; начальная школа была как бы окружена ореолом в силу некоторых присущих ей особых свойств.

В начальных школах в основу воспитания и образования детей были положены два элемента: первоначальные сведения из области естественных наук и первые понятия о правах и обязанностях гражданина. Научные познания должны были послужить для того, чтобы ввести ребенка в societas rerum2, ознакомить его с совокупностью прав и обязанностей в государственной жизни и в гражданском обществе. Научные познания из области естественных наук вступали в борьбу с магической концепцией мира и природы, которую ребенок воспринимает из среды, проникнутой духом фольклора, точно так же как понятия прав и обязанностей вступают в борьбу с тенденцией к индивидуалистическому и порождаемому узостью местных интересов варварству,^ которое тоже является одной из сторон фольклора. Обучая ребенка, школа борется против фольклора со всеми его традиционными наслоениями концепций мира, и это делается в целях распространения более современной концепции, первоначальные и основные элементы которой получаются в результате изучения существующих законов о природе, как чего-то объективного и неподвластного, к чему следовало бы приспособиться, чтобы господствовать над ними, а также гражданских и государственных законов, которые являются продуктом человеческой деятельности, устанавливаются человеком и могут быть изменены им в целях своего коллективного развития; гражданский и государственный законы организуют людей в историческом плане гораздо лучше для того, чтобы господствовать над законами природы, т. е. облегчать труд людей, который является свойственной человеку формой активного участия в жизни природы с целью все более глубокого и широкого ее преобразования и использования в общих интересах. Поэтому можно сказать, что воспитательным принципом, лежавшим в основе начальных школ, была концепция труда, которая без точного и реалистического знания естественных законов, а также без установленного порядка, который органически регулировал бы взаимоотношения людей в жизни, не могла быть реализована со всей своей способностью к распространению и продуктивности, этот порядок должен соблюдаться по добровольному соглашению, а не только потому, что он навязан извне; по признанной и осознанной как свобода необходимости, а не просто по принуждению. Концепция и самый акт труда (как теоретико-практической деятельности) являются принципом воспитания, органически присущим начальной школе, потому что социальный и государственный порядок (права и обязанности) есть порядок, установленный трудом и отождествленный с естественным порядком вещей. Идея равновесия между социальным и естественным порядком вещей, базирующаяся на труде, на теоретико-практической деятельности человека, порождает первые элементы понятий о мире, освобожденных от всякой магии и колдовства, и дает стимул к последующему развитию исторического, диалектического миропонимания, к пониманию движения и становления, к оценке того, каких усилий и жертв настоящее стоило прошлому и каких усилий и жертв настоящему стоит будущее, к пониманию современности как синтеза прошлого, синтеза всех прошлых поколений, который найдет отражение в будущем. Это фундамент начальной школы; дала ли школа все свои плоды, осознавали ли кадры преподавателей свою задачу и ее философское содержание — это другой вопрос, связанный с критикой степени гражданского сознания всей нации, учебные кадры которой составляют лишь часть ее, пока еще весьма незначительную и, конечно, не передовую.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование