Система политического образования

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В курсах обществоведения утверждается, что современное буржуазное государство, являясь якобы «высшей формой демократии», навсегда покончило с социальным гнетом, эксплуатацией, несправедливостью, что каждый способный человек при соответствующем старании имеет «равные шансы» на улучшение своего социального положения и на благосостояние. Школьные учебники искажают сущность капиталистической собственности, характер производственных отношений, утверждая, что лишь старание и бережливость являются источником накопления богатства. При этом полностью замалчиваются систематический рост безработицы, антирабочие законодательства, репрессивные меры против коммунистических и рабочих партий, демократических сил, против всякого «свободомыслия» и «радикализма» («запреты на профессии», «чрезвычайное законодательство» и др.) Не упоминаются также такие факты, как пересмотр налоговой системы в пользу крупных монополий, увеличение военного бюджета за счет снижения расходов на социальные нужды. Всеми средствами маскируется сущность капиталистической эксплуатации и восхваляется «социальное партнерство» рабочих и капиталистов. Современный предприниматель изображается как «инициативная личность», действующая в интересах всего общества и являющаяся двигателем прогресса. А сама капиталистическая прибыль трактуется как трудовой доход, как разновидность заработной платы рабочих.

Социальные конфликты трактуются в школьных учебниках как следствие разных точек зрения, недопонимания партнеров, предрассудков, возникающих яко- <бы из-за недостаточного уровня образования и воспитания, отсутствия жизненного опыта и коммуникабельности (65, S. 215—226).

Западногерманский педагог социально-критического направления Ф. Ниссен, критикуя систему политического воспитания и образования молодежи в ФРГ, пишет, что молодежь не получает правильного представления о классовых отношениях в буржуазном обществе. Ознакомление учащихся с миром труда происходит лишь с позиций собственника капитала. В школьных учебниках ничего не говорится об эксплуатации трудящихся, о дискриминации рабочей молодежи в заработной плате, о тяжелых условиях работы на капиталистических предприятиях, о внутризаводской иерархии, о нарушениях элементарных прав органов рабочего представительства и т. п. Характеристика, данная Ф. Ниссеном западногерманской школе, может быть в равной степени отнесена к школе и других капиталистических стран.

Таким образом, апологетическая линия в содержании экономических курсов и всего цикла предметов политического образования реализуется в буржуазной школе пропагандой «преимуществ» экономической системы капиталистического общества, основанного на частнособственнической инициативе и свободном предпринимательстве, «безусловного превосходства» технического прогресса в западных странах по сравнению со странами социализма, прославлением западного образа жизни, буржуазного демократизма в условиях многопартийности, мнимых свободы личности и прав человека, утверждениями о вечности и незыблемости капитализма. При этом тщательно маскируются все негативные явления социальной системы капитализма. Эксплуататорский характер труда в мире бизнеса прикрывается идеями менеджеризма, «социального партнерства», «классовой гармонии» и т. д.

Важной функцией буржуазной школы и педагогики является идеологическая обработка сознания учащихся в духе антикоммунизма.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование