Поди, помой руки с мылом

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Порой приходится слышать от родителей жалобы на то, что ребенок «не слушается». В этом сказывается беспомощность родителей. Воспитывать труднее, чем кормить, обувать, одевать; труднее, чем обучать. Чтобы ребенок был исполнителен, послушен, нужно действовать не окриком, не частыми наказаниями, а, наоборот, твердостью, требовательностью, поощрением.

Например: ребенку сказано: «Поди, помой руки с мылом», а он, наскоро сполоснув руки, побежал играть или сел за стол. Нужно повторить приказание и проверить, как оно выполнено.

Так спокойно, но настойчиво надо добиваться выполнения своих указаний и распоряжений с самого раннего возраста ребенка. Тогда ребенок вырастает достаточно дисциплинированным, — а это залог для хорошей его успеваемости в школе. Одна из матерей наших школьников рассказывает: «Я работаю; детей у меня трое; все школьники. Приду с работы усталая, но всегда просмотрю, как сделаны у них уроки. Не кричу на них, зря не сержусь и не жалуюсь; уроки готовы, друг друга проверили, стараются,— значит, и по хозяйству мне помогут. А в школу приду,— учителя мне говорят: «Хорошо детей воспитали, дисциплинированные они у нас, прилежные». А у меня слезы на глазах. Радостно мне становится и жить и работать легче».

Очень полезно чаще читать и рассказывать детям младшего возраста сказки, стихи. Но чтение вслух не должно продолжаться подряд более 10 минут. При этом нужно следить, чтобы ребенок спокойно сидел и слушал до конца то, что ему читают или рассказывают. Это воспитывает у ребенка внимание, умение слушать, приучает к усидчивости, что так необходимо ребенку для успешного учения в школе.

Полезно давать ребенку посильные поручения в домашнем быту: подмести пол, стереть со стола, со стульев пыль, полить цветок, убрать за собой игрушки и т. д. При этом опять-таки необходимо следить за тем, чтобы даваемые поручения ребенок выполнял не торопясь, аккуратно и до конца. Это воспитывает у него трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выполнять его хорошо, тщательно. Все это важно для подготовки к учебной работе.

Если поручение выполнено хорошо, следует малыша похвалить. Если не выполнено или сделано небрежно, нужно настоять, чтобы он сделал как следует. Нередко приходится и помочь, но целиком выполнять за ребенка порученное ему дело не следует; ребенок может привыкнуть рассуждать так: «я не сделал, не вышло или не успел, не убрал (например, кубики после игры.— Н. А.) — ничего, бабушка или мама уберет». Это будет не воспитанием, а баловством.

Хорошо давать малышам рассматривать картинки в детских книжках, журналах. При этом нужно предлагать, чтобы ребенок сам рассказывал о том, что нарисовано на картинке, и пояснять то, чего ребенок не знает. При этом недостаточно, если ребенок в 5—7-летнем возрасте, глядя на картинку, на которой нарисована, например, лошадь, скажет: «это •— лошадка» и — все. Обратите внимание ребенка и на то, сколько ног у лошади, есть ли уши, где они расположены, что лошадь делает и т. д. Это приучит ребенка всматриваться в предметы, что так важно для его развития: ребенок будет больше знать и понимать, больше будет узнавать слов; это важно и для обучения письму, так как именно при письме детям приходится всматриваться в то, как написана буква, из каких частей она состоит и как написано слово.

Во время прогулок с ребенком по’лезно давать самые простые, но правильные понятия о природе, о временах года, о домашних животных и птицах; научить ребенка узнавать и отличать некоторые деревья: это — береза, а это — клен, это — дуб, а это — елка, сосна; у одного дерева листья такие, у другого иные, а у елки и сосны — не листья, а иглы. Одинаковые ли они? Нет, у елки иглы короче, у сосны длиннее.

Хорошо, чтобы ребенок различал некоторые цветы, огородные растения; хорошо познакомить ребенка, особенно городского, с тем, откуда берется хлеб, показать ему при случае, как растут злаки в поле.

Следует обращать внимание детей и на изменения в природе: летом, осенью, зимой, весной. Беседуя о домашних животных, помимо их названия, описания их внешнего вида, хорошо доступными словами рассказать о том, какую пользу они приносят и как за ними ухаживать. «Вот ты пьешь молоко, а откуда оно берется?» (Молоко дает корова.) «Ты кушаешь кашу, а откуда она берется?» (Зернышки растут в поле, а из них делают крупу.) Городские дети нередко говорят: «из магазина», надо рассказать, что прежде, чем попасть в магазин, крупа была обработана, а до обработки — выращена. Дети дошкольного возраста должны знать название тех предметов, которые их окружают, например: какая в комнате мебель— стул, стол, шкаф и т. д.; какая посуда; как называется одежда, обувь, которую носят они и члены их семьи; как называются овощи, фрукты, ягоды, грибы, которые идут в пищу. Полезно ознакомить детей с орудиями труда — лопата, грабли, топор, пила, молоток, что ими делают.

В играх, во время трудовых занятий, нужно объяснить детям такие понятия, как правая, левая рука, нога, сторона, вверх, вниз, вперед, назад. Все это очень полезно и нужно ребенку. Все это его развивает, приучает внимательно наблюдать окружающую жизнь.

Каждый ребенок обычно интересуется (спрашивает) о том, что он видит, наблюдает; родителям следует правильно, в доступной форме объяснять ребенку сущность явлений и фактов, которые его занимают. Но и тут нужно знать меру. Бывают такие дети, которые спрашивают зря, не потрудившись понаблюдать, подумать сами. Таким детям следует иногда говорить: «Посмотри повнимательнее сам, как ты думаешь, почему это так?»

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование