Социальные ситуации

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Несмотря на некоторые новые, завуалированные черты, присущие буржуазной идеологии на современном этапе научно-технического и социального преобразова^- ния мира и в условиях обострения кризисных явлений государственно-монополистического капитализма, классовая сущность буржуазного мировоззрения, идеологических установок, которые широко пропагандируются правящими кругами капиталистических государств че рез литературу, искусство, средства массовой информации, систему образования и т. д., остается прежней.

Общими и наиболее типичными чертами современных буржуазных идеологических установок, носящих мировоззренческий характер, продолжают оставаться реакционность, антинаучность, враждебность марксистско-ленинскому мировоззрению, иррационализм, индивидуализм, национализм и др.

Важнейшая социальная функция буржуазных идеологических ориентаций состоит в апологетике, защите существующего капиталистического строя. Апологетика капитализма пронизывает всю практику буржуазной школы, определяя собой содержание политического или гражданского воспитания. Экономические и правовые знания, преподносимые в старших классах общеобразовательных іпкол, призваны прославлять экономические основы современного индустриального обще- ства американского или западноевропейского образца, представляя их «моделью для всех остальных стран», и доказывать мнимую «несостоятельность» экономики социалистических стран (20).

Буржуазные апологеты всеми средствами стремятся доказать «перспективность» капиталистического общества, рисуя его как общество «всеобщего благоденствия», «равных возможностей», «социальной мобильности», «высшей формы демократии» и т. д. В этих целях они, как в прошлые годы, усиленно пропагандируют разнообразные концепции «трансформации» капитализма. Сущность их сводится к тому, что «старый, капитализм с его социальными пороками и эксплуатацией, который, как признается, справедливо критиковал еще К. Маркс, будто бы исчез, а вместо него возникло новое общество, в котором фактически преодолены прежние антагонистические противоречия капитализма» (18, с. 178).

Накопление вещей изображается самой привлекательной чертой капиталистической системы, стирающей грани в образе жизни капиталистов и работающих по найму. «Изменение доходов, — говорится в западногерманском учебнике «Общество и экономика», — привело к сближению буржуазии и рабочих: богатые стали беднее, а бедные богаче… Поскольку работающих по найму уже нельзя больше назвать «неимущими», то и термин «пролетариат» потерял свое прежнее значение».

У учащихся целенаправленно создается ложное представление о современном государственно-монополистическом капитализме, как о «регулируемом» и «орга- юизованном» обществе, где происходит «диффузия собственности», т. е. частная собственность на средства производства якобы «рассеивается» путем «справедливого» распределения акций и доходов между рабочими и предпринимателями и создания таким путем «коллективной собственности». Накопление сбережений и приобретение акций в «управляемом» обществе ведет к ликвидации социального неравенства и замене его «социальным партнерством».

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование