Семья интеллигентов

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В некоторых семьях, в особенности из интеллигентских кругов, дети получают в семье подготовку, удлиняющую и восполняющую школьную жизнь; они схватывают, как говорится, «на лету» множество познаний и навыков, облегчающих школьную учебу в собственном смысле этого слова: они уже знают литературный язык и углубляют эти познания, т. е. обладают средствами выражения и познания, технически более совершенными, чем те средства, которыми обладает половина всех учащихся в возрасте от 6 до 12 лет. Так, городские ученики только благодаря тому, что они живут в городе, уже к шести годам имеют большое количество познаний и навыков, делающих для них школьную учебу более легкой, более плодотворной и позволяющих быстрее усвоить школьную программу. Во внутренней организации унитарной школы должны быть созданы хотя бы основные из этих условий, не говоря уже о том обстоятельстве, что параллельно с унитарной школой, надо полагать, разовьется сеть детских садов и других заведений, где еще до достижения школьного возраста детей приучают к какой-то коллективной дисциплине и где они приобретают дошкольные познания и навыки.

В самом деле, унитарная школа должна быть организована как колледж-интернат, где днем и ночью коллективная жизнь учеников не стеснена современными формами лицемерной и механической дисциплины; учение должно проводиться коллективно, с помощью преподавателей и лучших учеников, также и в часы так называемых индивидуальных занятий и т. д.

Основная проблема касается той фазы нынешнего школьного обучения, которая представлена в наши дни лицеем и полностью однотипна с обучением в предыдущих классах; отличие ее состоит (если исходить из абстрактного предположения) разве лишь в большей интеллектуальной и моральной зрелости ученика, учитывая, что он стал старше по возрасту и обладает уже ранее накопленным опытом.

В самом деле, между лицеем и университетом, т. е. между школой в полном смысле этого слова и жизнью, имеется разрыв, нарушение непрерывности, а не рациональный переход количества (возраст) в качество (интеллектуальная и моральная зрелость). От преподавания, можно сказать, чисто догматического, где большую роль играет память, переходят к стадии созидательной, стадии самостоятельной и независимой работы; от школы с навязанной и контролируемой сверху учебной дисциплиной переходят к стадии профессионального обучения или профессиональной работы, где умственная самодисциплина и моральная самостоятельность теоретически неограничены. Это происходит тотчас же после кризиса возмужалости, когда еще не закончилась борьба инстинктивных и элементарных страстей со сдерживающим началом характера или совести, находящихся в процессе формирования. В Италии, где в университетах не распространен метод «семинарских» занятий, переход является особенно резким и механическим. Следовательно, в унитарной школе последняя стадия должна рассматриваться и быть организована как стадия решающая, на которой стремятся выработать основные качества, присущие «гуманизму», привить умственную самодисциплину и моральную самостоятельность, необходимые для дальнейшей специализации как в области научной (университетские занятия), так и в области непосредственной практически-производ- ственной деятельности (промышленность, бюрократический аппарат, торговая организация и т д.) Изучение и усвоение творческих методов в науке и в жизни должны начинаться на этой последней ступени школы, с тем чтобы это не было больше монополией университета и не было пущено на самотек в практической жизни. Эта стадия школьного обучения должна уже способствовать развитию элементов личной ответственности и самостоятельности, т. е. быть школой созидательной. Здесь необходимо проводить различие между школой созидательной и школой активной, даже исходя из метода дальтон-плана. Вся унитарная школа — школа активная, хотя и необходимо установить рамки вольничанью в этой области и потребовать довольно категорически выполнения своего долга со стороны взрослых, т. е. государства, в деле «надлежащего формирования» («конформирования») новых поколений. Пока еще мы находимся в романтической стадии активной школы, в которой наблюдается патологически чрезмерный рост проявлений борьбы против механических и иезуитских методов воспитания, что обусловлено стремлением к отрицанию и полемике; нужно вступить в фазу «классическую», рациональную, находя естественный источник для разработки методов и форм в тех целях, которых следует достигнуть.

Созидательная школа является завершением активной школы: на первой стадии обучения пытаются ввести дисциплину, а следовательно, нивелировать, добиваться своего рода «конформизма», который можно назвать динамическим. На стадии созидательной на основе достигнутого «коллективизирования» социального типа стремятся развить личность, уже обретшую самостоятельность и чувство ответственности, но теперь добиваются этого уже путем привития твердого и непоколебимого сознания нравственного и общественного долга. Таким образом, созидательная школа — это не школа «изобретателей и открывателей», она представляет собой фазу в развитии навыков исследования и познания, обучает методам их, но не претворяет ц жизнь заранее установленной программы с обязательной целью внести в нее любой ценой оригинальность и новшество. Эта школа показывает, что обучение происходит главным образом благодаря тому, что ученик добровольно и самостоятельно прилагает усилия, а преподаватель выполняет лишь свою функцию дружественного руководителя, как это происходит или должно происходить в университете. Самостоятельное, без подсказывания и посторонней помощи, отыскание истины является процессом творческим (даже если эта истина устарела); он свидетельствует об овладении методом; во всяком случае, он знаменует собой вступление в фазу умственной зрелости, когда могут открываться новые истины. Поэтому на данной стадии основная деятельность школы развивается в семинарах, в библиотеках, в экспериментальных лабораториях; именно на этой стадии накапливаются органические предпосылки для выбора профессии.

Унитарная школа знаменует собой начало новых взаимоотношений между умственным и физическим трудом не только в школе, но и во всей общественной жизни. Поэтому унитарный принцип должен оказать воздействие на все организации культуры, преобразуя их и вкладывая в них новое содержание.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование