Идейно-теоретические установки политической индоктринации школьной молодежи

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Г осударственно-монополистический капитализм ^.все более втягивает школу в орбиту системы государ-

ственного регулирования, стремясь превратить ее в орудие стабилизации буржуазных классовых отношений и инструмент консервации буржуазной идеологии. Тенденцию на усиление связи школы с политикой, идеологией не скрывают сегодня и сами буржуазные деятели. Так, мы читаем в западногерманской печати: «Школа и воспитание не могут быть свободны от ценностных ориентаций. Их задача — подводить к утверждению свободолюбивых принципов нашего общественного порядка… Кто хочет воспитывать и обучать наших детей, должен быть готовым поддерживать систему ценностей нашей конституции» (91, S. 17—18). А вот высказывание французских авторов: «Современная школа — эта

политическое учреждение, которое призвано переводить в умы детей интересы и мышление некоторых социальных классов» (30, р. 144).

Буржуазные политики и педагоги видят в школе, через которую проходит все подрастающее поколение, наиболее эффективное средство усиления политического воспитания молодежи, формирования граждан, готовых укрепить традиции и нормы этого общества. Но решить эту задачу буржуазной школе становится все труднее. В капиталистических странах множатся голоса, высказывающие .беспокойство по поводу того, что современная школа теряет свою стабилизирующую функцию, рассчитанную на передачу и формирование традиционных духовно-нравственных и социально-политических ориентаций. Противодействие молодежи воспитательным воздействиям школы утрата ею «социальной лояльности» воспринимаются как угроза безопасности «свободному миру», стабильности «западйых демократических принципов и институтов» (63, 72, 108).

Беспокойство проявляется и в официальных документах. В изданном в ФРГ в 1974 г. государственные советом по делам образования сборнике рекомендаций для школы говорилось следующее:

«Специфические для молодежи формы реакции, которые могут быть описаны как молодежная субкультура с различными видами апатии и равнодушия, протеста и мятежа, несут на себе четкие черты отчужденности и отдаления от социальных и культурных ориентаций взрослых. Создается впечатление, что отношение части1 молодежи к институтам общества в целом и учебно-воспитательным- заведениям особенно стало проблематичным и кризисным» (34„S. 39).

Причины описываемых явлений буржуазные политики склонны видеть в особенностях «молодежной субкультуры», а не в коренных пороках самой социальной системы. Тем не менее изыскиваются пути и средства по укреплению идеологической функции школы, заключающиеся в изменении содержания образования, прежде всего общественно-политических, гуманитарных дисциплин, с целью повышения их воспитывающего влияния на молодежь, усилению идеологической подготовки педагогических кадров, обновлению организационных форм и методов воспитания и обучения, более полно воссоздающих политическую структуру и образ жизни капиталистического общества в школе, а также во вне- учебной деятельности школьников. Первостепенное значение придается разработке идейно-теоретических программных установок политической индоктринации школьной молодежи в духе идей неоконсерватизма как господствующей идеологии правящих кругов в США,. ФРГ и ряде других капиталистических стран (55, 113, S. 156—179). Эти программные установки разрабатываются на всех уровнях—методологическом, теоретик ческом и методическом.

На методологическом уровне разработка проблем политико-идеологической индоктринации молодежи ведется по линии укрепления связи содержания образования с религией, с буржуазной идеалистической философией, социологией, психологией и другими науками. Определяется категориально-понятийный аппарат для формирования социально-политических взглядов учащихся. На теоретическом уровне интенсифицируется разработка дидактических концепций политического воспитания на основе новейших методологических посылок, моделей процесса усвоения школьниками политических знаний и формирования политических отношений.

Методический уровень включает исследование механизма идеологической индоктринации, обеспечивающей возможность формирования таких личностных качеств, которые способствуют эффективному усвоению предлагаемых идей в категориях обыденного сознания.

В программных материалах раскрываются конкретные идейно-политические установки, даются трактовки л оценки реальных явлений и процессов, современной международной обстановки.

В целях повышения воспитывающего воздействия на молодежь усиливается государственно-монополистическое регулирование и манипулирование в сфере общественного сознания в целом, использование централизованных форм управления идеологическими процессами, применение новейших технических средств, «научных» методик, разработанных буржуазными политологами, социологами, психологами и представителями других наук.

Прикрываясь лозунгами «мировоззренческого плюрализма», монополистическая буржуазия проводит на деле через свой «мозговой трест» и аппарат государственной власти очень жесткую линию в идеологическом курсе, навязывая всем социальным слоям свои мировоззренческие, идейно-теоретические установки и принципы, свои духовно-нравственные ценности, которые характеризуются такими общими чертами, как метафизическая и идеалистическая трактовка сущности и характера общественно-исторического развития, отрицание решающей роли общественных отношений, антропологической интерпретацией сущности человека и его воспитания, взаимоотношений личности и общества.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование