Унитарная школа

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В изучении вопроса о практической организации унитарной школы важное значение имеет вопрос о школьной учебе на различных ее этапах в соответствии с возрастом и интеллектуально-моральным развитием учащихся, а также с учетом целей, которые ставит перед собой эта школа. Школа унитарная, или гуманитарная (здесь термин «гуманизм» следует понимать в более широком смысле, а не только в обычном), или школа общей культуры, должна подготовить юношей к общественной деятельности, доведя их до определенной степени зрелости и развив их способности, сформировав их в интеллектуальном и практическом отношении, привив им умение самостоятельно ориентироваться и проявлять инициативу. Установление срока обязательного школьного обучения зависит от общих экономических условий, ибо эти условия могут заставить потребовать от юношей и подростков немедленно же внести свой вклад в производство. Унитарная школа требует, чтобы государство приняло на себя расходы по содержанию школьников, которые сейчас несет семья, а это привело бы к коренному изменению бюджета министерства народного просвещения, вызвав его неслыханное увеличение и усложнение; все дело воспитания и формирования новых поколений превращается из частного в государственное, ибо только в таком виде оно может охватить все поколения, без подразделения на группы или касты. Однако подобное преобразование школьной деятельности требует необычайного увеличения масштабов практических задач в деле организации школьного обучения, имея в виду обеспечение школьными зданиями, научными материалами, преподавательскими кадрами и т. д. Особенно значительно должен быть расширен состав преподавательских кадров, поскольку эффективность работы школы тем больше, чем теснее связь между учителем и учеником, а это в свою очередь ставит другие проблемы, разрешение которых не может быть легким и быстрым. Вопрос о школьных зданиях также не прост, так как этот тип школы должен представлять собой школу- колледж с дортуарами, аудиториями, специальными библиотеками, комнатами для семинарских занятий и т. д. Поэтому вначале новый тип школы должен и может обслуживать лишь узкие группы молодых людей, отбираемых по конкурсу или направляемых соответствующими институтами по своему усмотрению. Период обучения в унитарной школе должен соответствовать периоду нынешнего обучения в начальных и средних школах, реорганизованных не только с точки зрения содержания и метода обучения, но также и в смысле расположения различных ступеней школьной учебы. Срок обучения в начальной школе должен продолжаться не более трех-четырех лет, и наряду с преподаванием «основных» предметов — чтения, письма, начал арифметики, географии, истории — следовало бы специально обучать такому игнорируемому сегодня предмету, как «права и обязанности», т. е. давать первые понятия о государстве и обществе в качестве основных элементов нового мировоззрения, вступающего в борьбу с концепциями, присущими различным традиционным кругам общества,— концепциями, которые можно назвать фольклорными. Дидактическая проблема, требующая своего разрешения, заключается в том, чтобы смягчить и сделать плодотворными догматические правила, а это следует делать именно в первые годы обучения. Остальная часть курса должна занять не более шести лет с таким расчетом, чтобы к 15—16 годам можно было пройти все ступени унитарной школы.

На это можно возразить, что такой курс слишком утомителен из-за быстрых темпов обучения, а к ним придется прибегнуть, чтобы действительно достигнуть тех результатов, которых намеревается, но не может достичь современная классическая школа. Однако можно сказать, что весь комплекс новой организации должен заключать в себе все те общие элементы, из-за которых, наоборот (во всяком случае, для части учеников), прохождение курса ведется слишком медленными темпами. Каковы же эти элементы?

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование