Специфические для молодежи формы реакции

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Коммуникативная теория воспитания, основанная на идеях франкфуртской школы, рассматривается как предпосылка и условие эмансипации общества и индивида (Ю. Хабермас). Способность человека к коммуникации объявляется сущностной характеристикой человеческой природы. Воспитательный процесс рассматривается как. форма социальной коммуникации. Однако трактовка общения не включает передачи социального опыта, накопленного общественно-исторической практикой человечества. Она исходит лишь из субъективноидеалистической посылки, что все «нравственно ценное», «истинное», «доброе» в человеке рождается в самом акте общения.

Сторонники коммуникативной теории нравственного воспитания критикуют традиционную репродуктивную функцию нормативного нравственного воспитания, которое преследовало цель воспроизведения существующих норм морали. Нравственные нормы свободного человека понимаются ими как регулятивы его социальных действий направленных на будущее, на совершенствование общественных отношений, но без насильственных революционных преобразований, которые исключаются на том основании, что, во-первых, «человеческая жизнь свята», а во-вторых, устранение капитализма не означает одновременного устранения противоречий человеческого существования. По этим же соображениям отвергается реальный социализм, как основанный на «насильственном вооруженном захвате власти». Направленность критического нравственного воспитания на лучшее будущее приравнивается авторами этой концепции к революционной практике, включающей борьбу против всякой «негуманности», привилегий, неравных жизненных возможностей и т. д. При этом метод критического нравственного воспитания трактуется как «практическая процедура», как «новая практика» (по проведению акций солидарности, оказанию помощи и т. п.) (22, 59, 88).

Подобные концепции нельзя рассматривать иначе, как новые иллюзии стабилизации и совершенствования буржуазного общества через обновление форм воспитания и нравственного сознания, являющихся основой для создания гуманных общечеловеческих отношений в будущей единой мировой цивилизации. К тому же следует заметить, что в условиях резкого усиления консервативных тенденций в буржуазной идеологии в последние годы от первоначальной радикальности воззрений социальных критиков почти ничего не осталось.

Современные буржуазные и мелкобуржуазные теории нравственного воспитания уводят общественное сознание людей, особенно молодежи, от необходимости революционных преобразований буржуазного общества и сеют иллюзии о возможности «этизировать» умирающий капитализм. В этом реакционная классовая сущность этих теорий.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование