Выражение эмоций

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Во многих западных культурах выражение Эмоций, будь то отрицательных или положительных, традиционно рассматривается как проявление незрелости, невоспитанности и вызывает неодобрение. Подобный подход может быть весьма опасным, так как он замедляет естественные механизмы расслабления психики ребенка и создает в ней ненужное напряжение.

Очень важно разрешать ребенку плакать и всхлипывать, если он перенес эмоциональную или физическую травму. Необходимо дать ему возможность побыть в одиночестве, если ему надо над чем-то подумать, или попрыгать и пошуметь, когда он находится в радостном возбуждении.

К эмоциям надо подходить так же, как и к телу. Эмоции, как и мышцы тела, нуждаются в силе, гибкости и выносливости.

Дети должны видеть образцы для подражания. Они прекрасно поймут весь спектр ваших эмоций (даже отрицательных), если они будут выражаться явно, естественно и к месту.

Я вспоминаю те моменты, когда отцу вдруг становилось грустно, когда он испытывал разочарование или раздражение. В таких случаях он шел к себе в кабинет, включал на полную громкость органную музыку Баха и начинал работатц над новым творческим проектом. Возвращался он всегда посвежевшим. Еще будучи маленьким ребенком, я усвоил бесценный урок, что плохое настроение — это естественное явление, но оно может стать источником творческой активности и отнюдь не всегда к агрессии и насилию. Подобно шторму оно обязательно утихнет…

Когда ребенок подрастет и овладеет необходимыми знаниями, ему можно объяснить, что его высшие отделы мозга (кора левого и правого полушарий) могут общаться с низшими отделами, сформировавшимися в ходе ранней эволюции человека, где и помещаются эмоции. Оба этих отдела могут прекрасно уживаться друг с другом. Это можно лучше всего показать на примере, когда человек успокаивает спонтанную эмоциональную реакцию, считая до десяти. За это время сознание и эмоции совместно приходят к решению, как необходимо поступить в данной ситуации.

В развитии эмоционального мышления и силы эмоций ключевым словом опять-таки является любовь. Ребенок, осознающий собственную уникальность, многообразную природу восприятия окружающей реальности (см. «Радиальное мышление», с. 192) и многое другое, о чем идет речь в этой книге, сможет намного лучше раз вить в себе эмоциональное мышление, а также устойчивость и силу эмоций.

Помните, что мимическим мышцам лица намного легче улыбнуться, чем нахмуриться. Основная мышца лица, ответственная за улыбку (zygo ma- ticus), будучи в состоянии активности, не только придает лицу приветливое выражение, но и способствует выбросу целого фонтана позитивных химических веществ в ваш мозг. Облегчите жизнь своему ребенку! Чем чаще вы улыбаетесь ему, тем скорее дождетесь от него ответной улыбки, обращенной не только к вам, но и к другим людям. Только подумайте о том, какую пользу это принесет в дальнейшей жизни! Ему будет значительно легче проходить собеседования при приеме на работу и другие сложные жизненные моменты. Он сумеет улыбкой обезоружить собеседника в ситуации, когда обычно дело доходит до ожесточенных споров вплоть до рукопашной. Этот перечень можно продолжать до бесконечности… Если вы умеете искренне улыбаться, то окружающие воспринимают вас как открытого, теплого, дружелюбного и надежного человека. Кроме того, улыбка требует значительно меньше мышечных усилий, чеМ хмурое выражение лица; она снабжает организм полезными химическими веществами и автоматически настраивает мозг на позитивное мышление.

Постарайтесь, чтобы выражение вашего лица отражало максимально возможное количество эмоций, преимущественно положительных. Разговаривая с маленьким ребенком (см. с. 376), мы непроизвольно испытываем множество ощущений. Когда ребенок еще совсем мал, посвящайте как можно больше времени контактам с ним «лицом к лицу». Результат не заставит себя ждать. Здесь еще раз подтверждается пословица «Что посеешь, то и пожнешь».

Собирайте вокруг ребенка как можно больше экспрессивных, эмоциональных, энергичных и радостных друзей и знакомых. Разрешайте им при любой возможности общаться с вашим малышом тет-а-тет. Замечательно, если ваши друзья и родственники выражают желание подержать ребенка на руках и поиграть с ним. Чем интенсивнее такое общение, тем сильнее будет ответная реакция, и тем больше радости это доставит и взрослым, и ребенку!

При любой возможности позволяйте малышу выражать все свои эмоции, при необходимости помогая ему в этом, корректируя его поведением проявляя понимание его действий. Например, если ребенок вдруг впал в истерику по какому- то поводу и утратил контроль над собой, дайте ему возможность успокоиться. Сохраняйте невозмутимость. Как бы это ни было трудно, особенно на людях, не пытайтесь переубедить или успокоить его (если только при этом нет опасности, что он нанесет травму себе или окружающим). Постарайтесь не раздражаться,- просто присутствуйте при этом. Когда грозовые тучи рассеются и ребенок придет в себя, спокойно побеседуйте с ним, не упрекая его в том, что произошло. Он сам напуган собственным поведением и нуждается в заверении, что ничего страшного не случилось.

Дайте ребенку понять, насколько важно демонстрировать положительные эмоции по отношению к окружающим. Служите для него примером в этом: показывайте, как хорошо вы относитесь к друзьям и родственникам; демонстрируйте свою заботу и любовь по отношению к ним. Ребенок будет подражать вам и выражать такие же эмоции по отношению к своим друзьям, особенно если они окажутся в трудной ситуации. Если такое отношение к людям станет его привычкой, он никогда не позволит себе унизить других ни лично, ни в группе своих сверстников, что иногда случается с детьми в силу их незрелости. Именно таким путем дети приобретают первые уроки морали, а затем распространяют этику своего поведения на всю группу (см. также «Школа», с. 438). Другой составной частью морали является осознание ребенком того, насколько сам он представляет интерес для общения в глазах других людей. Если ребенок ценит себя и других, он, естественно, будет относиться к окружающим людям с заботой и сочувствием, как к самому себе. Здесь необходимо заметить, что нравоучения по вопросам этики и морали, особенно высказанные приказным тоном, зачастую приводят к совершенно противоположным результатам.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование