Коммуникативная теория воспитания

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Сторонники «этического социализма» (О. Поллак, К. Чернец, X. Брода, В. Эйхлер и др.) понимают под «социализмом» совокупность социально-этических требований, реализация которых создает предпосылки социального переустройства общества. В число этих предпосылок включается нравственное и политическое воспитание людей, повышение роли семьи и школы в воспитательном процессе, который рассматривается как важнейшее средство «гуманизации» существующих экономических и политических институтов и достижения «демократического социализма».

Основу нравственных ценностей, по мнению теоретиков «этического социализма», составляют «свобода», «справедливость» и «солидарность», которые в своей совокупности и определяют «качество жизни». Главный упор в этих нравственных ценностях делается на свободу личности. При этом одним из самых существенных признаков свободы человека и одной из самых высоких ценностей объявляется свобода частной собственности. Тем самым признается незыблемость буржуазного строя и частной собственности как основы общественного порядка.

Сторонники «этического социализма» декларируют в качестве конечной цели «демократического социализма» воспитание человека в духе общечеловеческих этических ценностей, под видом которых скрываются все те же старые реакционные буржуазные идеи. При этом они исходят из признания неизменности и порочности человеческой природы, непознаваемости ее сущности, отвергают в принципе возможность нравственного совершенствования человека в результате социальных преобразований общества. Отвергая марксистское понимание личности, теоретики «этического социализма» выдвигают волюнтаристский принцип «свободной творческой личности», развивающейся по собственным законам к цели, определяемой ею самой.

Практика нравственного воспитания подрастающего поколения в буржуазной школе отражает сегодня требования воспитания его в духе этических ценностей социал-реформизма, в духе социального партнерства и классового примирения прежде всего через политическое воспитание.

Теоретико-идеологическими установками «этического социализма» пронизаны учебные программы и школьные учебники по общественно-политическим дисциплинам во многих странах капитализма, где в последние годы акцентируется проблема прав и свобод человека. При этом западные страны выставляются как «образец» решения этой проблемы, а в странах социализма якобы нарушены, попраны все права и свободы.

В последнее десятилетие теория и практика нравственного воспитания в школах ряда капиталистических стран испытала сильное влияние социально-критической философии франкфуртской школы, отвергающей традиционную буржуазную мораль и буржуазные принципы нравственного воспитания как «инструменты угнетения и эксплуатации».

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование