Единая школа и организация культурной деятельности организация школьного обучения и культурной деятельности

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Можно вообще отметить, что в современном цивилизованном обществе все виды практической деятельности стали столь сложными и науки настолько переплелись с жизнью, что всякая практическая деятельность ведет к созданию школы для своих руководителей и интелли- гентов-специалистов более высокой квалификации, которые преподавали бы в этих школах. Таким образом, наряду с такой школой, которую можно было бы назвать гуманитарной, и более старой традиционной школой, целью которой было развитие в каждом индивидууме общей, пока еще не дифференцированной культуры, развитие основной способности мыслить и уметь самостоятельно ориентироваться в жизни, создается система отдельных школ различных ступеней для целых производственных отраслей или для профессий, уже специализированных и отличающихся точно определенным профилем. Более того, можно сказать, что свирепствующий в настоящее время школьный кризис обусловливается именно тем фактом, что этот процесс дифференциации и обособления происходит хаотически, не на основе ясных и точных принципов, без глубоко изученного и сознательно установленного плана; кризис программы и школьной организации, т. е. кризис общего направления политики формирования кадров современной интеллигенции, в основном является лишь одним из аспектов и следствием более широкого и общего органического кризиса.

Основное подразделение школы на классическую и профессиональную представляло собой рациональную схему: профессиональная школа — для трудящихся классов, классическая — для классов господствующих и для интеллигенции. Развитие индустриальной базы как в городе, гак и в деревне вызвало растущую потребность в создании нового типа городского интеллигента; таким образом, наряду с классической школой появилась школа техническая (профессиональная, но не для подготовки рабочих), и это обстоятельство поставило под сомнение сам принцип конкретной направленности общей культуры, гуманистической направленности этой общей культуры, основанной на греко-римской традиции. А коль скоро эта направленность поставлена под сомнение, она уже, можно сказать, теряет жизненную силу, поскольку ее воспитательная способность в основном опиралась на общепризнанный и традиционно неоспоримый престиж определенной формы цивилизации.

В наше время проявляется тенденция, с одной стороны, к упразднению всякого типа школы, не преследующей (непосредственным образом) практических целей и чисто «образовательной», или же к сохранению только одной такой школы для небольшого избранного круга мужчин и женщин, которым не надо заботиться о том, чтобы подготовить себя к определенной профессии, а с другой — ко все более широкому распространению специализированных профессиональных школ, предопределяющих судьбу ученика и его будущую деятельность. Рациональное разрешение кризиса должно было бы осуществляться на базе создания единой (unica) начальной школы общей культуры, школы гуманитарной, общеобразовательной, обеспечивающей правильное сочетание развития способности к ручному труду (в области техники, промышленности) и развития способности к умственному труду. От этого типа единой (unica) школы путем накопления опыта по профессиональной линии перейдут затем к одной из специализированных школ или к работе на производстве.

В этой связи следует учитывать развивающуюся тенденцию, в силу которой всякая практическая деятельность ведет к созданию соответствующей ей специализированной школы в такой же мере, в какой всякая интеллектуальная деятельность ведет к созданию культурных обществ, принимающих на себя функцию после- школьных институтов, специализирующихся в организации условий, которые предоставляют возможность быть в курсе всех достижений в данной научной области.

Можно также заметить, что органы, принимающие решения, все более проявляют тенденцию подразделять свою деятельность на два «органических» вида: вынесение решений (их основная функция) и технико-культурную работу; вследствие этого вопросы, требующие разрешения, сначала изучаются экспертами и анализируются с научной точки зрения. Эта деятельность породила уже целый бюрократический аппарат, имеющий новую структуру, поскольку помимо специальных отделов, состоящих из компетентных сотрудников, которые подготавливают технический материал для аппарата, выносящего решения, создается второй аппарат чиновников (в большей или меньшей степени «добровольцев» и не преследующих корыстных целей), которые отбираются время от времени из работников предприятий, банков, финансовых органов. И этот аппарат является одним из тех механизмов, при помощи которых кадровое чиновничество в конце концов взяло под свой контроль демократические и парламентские институты; теперь этот механизм органически расширяется, захватывает в свою орбиту крупных специалистов, занимающихся частной практической деятельностью, и таким образом контролирует и эти институты, и чиновничество. Поскольку речь идет о необходимом органическом развитии, порождающем тенденцию к пополнению кадров специалистов по практическому осуществлению политики таким персоналом, который специализируется в конкретных вопросах, касающихся руководства основной практической деятельностью крупных и сложных современных национальных обществ, то всякая попытка бороться с этими тенденциями извне не приводит ни к каким другим результатам, кроме нравоучительных проповедей и риторических стенаний.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование