Объективные факторы в воспитании

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В качестве примера можно сослаться на книгу И. Редгардта «Модели демократических уроков религии» (1976) (90), в которой автор дает методическую разработку пяти тем, тесно увязывая религиозное обучение с задачами политического воспитания на основе новейших буржуазно-дидактических концепций карри- кулума. Их анализ показывает, что, несмотря на эволюцию церковных догм, модернизацию содержания религиозного обучения и воспитания, усиление связи с социальными проблемами, в известной мере критическое отношение к буржуазному государству, капиталистической системе, реакционная функция религиозного воспитания в школе сохраняется. Модифицированные доктрины католической церкви утонченно увязываются с традиционными христианскими заповедями. В них лишь в несколько измененных формах дается прежняя религиозно-идеалистическая интерпретация смысла жизни, социальных явлений, нравственных норм и духовных ценностей. Одновременно усиливается и антикоммунистическая направленность религиозных учений. Теологи, ссылаясь на модернизированные варианты религии, пытаются опровергнуть марксистское определение религии кйк «опиума» для народа на том основании, что оно в современных условиях якобы устарело. Религия, утверждают они, — «незаменимый помощник» людей.

Религия как наиболее распространенная форма буржуазного общественного сознания составляет основу формирования идеалистического мировоззрения в буржуазной школе, нравственных ориентаций молодежи.

Большое влияние на теорию и практику нравственного воспитания в буржуазной школе многих капиталистических стран оказала и продолжает оказывать этическая концепция экзистенциализма. Педагоги экзистенциалистской ориентации взяли на вооружение такие нравственные категории экзистенциализма, как выбор, принятие решения, поставили вопрос о развитии у учащихся нравственного сознания, чувства ответственности, способности к самостоятельным суждениям», активным действиям в определенных социальных ситуациях.

Их теории построены на экзистенциалистской абсолютизации внутренней свободы человека, отрицании объективной основы морального выбора, игнорировании диалектики субъективных и объективных факторов в воспитании, антропологической трактовке взаимосвязей человека с окружающей средой.

Значительно устало влияние аналитических школ буржуазной этйки на теории нравственного воспитания. Развиваясь в русле позитивизма, эти школы претендовали на роль строго научной этики. Широкое распространение они имели в англоязычных странах. Наиболее полно идеи лингвистической этики выражены в работах английских педагогов Р. Питерса, Д. Вилсона, П. Херста, Б. Шугармэна. Представители этого направления буржуазной этики стремились перенести методы научного исследования в область морали, объявив позитивистский принцип верификации исходным при построении этических суждений. Лингвистическая этика занимается исследованием «языка морали» — анализом этических понятий и суждений (добро, благо, долг и др.), того, что люди вкладывают в эти понятия. При этом моральная практика, связанная с фактами социальной действительности, из предмета исследования выпадает. Неспособность лингвистической этики раскрыть сложный характер поведения человека в современной жизни явилась причиной утраты популярности этим направлением буржуазной этики.

Большое влияние на практику нравственного воспитания в школе оказывает «этический социализм», особенно в тех странах, где у власти стоят социал-демократы. Социализм в этой теории рассматривается не как социально-исторически обусловленная общественная формация, а как нравственный идеал «всех людей». Идеи коммунизма заменены идеями реформизма, идеологией «третьего пути», а классовая борьба — социальным партнерством.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование