Идеалистическая философия

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Буржуазные педагоги ограничиваются самой общей формулировкой целей нравственного воспитания. Ставя задачу усиления воспитательных воздействий школы на подрастающее поколение, они определяют цели нравственного воспитания, исходя из духовных и нравственных ценностей западного мира, из общих целей воспитания личности буржуазного общества. Другие раскрывают цель как воспитание личности, «открытой ко всему истинному», при этом «истинное» понимается как результат «озарения человеческой экзистенции» через религиозную веру. Перед нравственным воспитанием ставится задача ответить на вопрос о смысле жизни человека, его сущности, сформировать общие ценностные ориентации и нормы поведения, отвечающие принципам буржуазного мировоззрения. Новым является признание многими педагогами планового и управляемого характера нравственного воспитания (в отличие, например, от этической концепции экзистенциализма или теории самореализации личности), в чем нельзя не видеть усиления влияния правящих государственно-монополистических кругов на школьную политику. Но, несмотря на некоторые новые черты, обусловленные необходимостью приспособления буржуазной идеологии в целом и этики в том числе к изменяющимся условиям научно-технического и социального преобразования мира, следует подчеркнуть, что сущность мировоззренческих концепций, нравственных ориентаций остается прежней: сохраняет свой классовый характер, идеалистическую и метафизическую основу.

Идеалистическая философия с различными ее направлениями и школами, модные доктрины буржуазных социальных наук являются теоретической базой буржуазного мировоззрения, нравственных ориентаций, определяющих поведение .и отношение человека к миру, окружающей действительности, к людям, самому себе.

Прочное место в идейно-теоретических основах нравственного воспитания в буржуазной школе сохраняет религия. Она традиционно претендует на главенствующую роль в формировании этических ценностей чело века, проповедуя, что без веры в бога невозможно правильное нравственное воспитание молодежи. Только религиозные учения якобы раскрывают человеку «полную картину мира» и «незыблемые основы жизни», дают ему правильную моральную ориентацию в сложных социальных условиях современности, решают кардинальные проблемы этики. Это положение закреплено в конституциях некоторых буржуазных государств. Однако в условиях падения престижа религии, усиления процесса секуляризации, «дехристианизации мира» и роста атеистических настроений религиозные учения стремятся пересмотреть свои позиции, основополагающие понятия. Изменяются содержание, формы и методы религиозно-нравственного воспитания в буржуазной школе. Это сказывается прежде всего в новом толковании самого понятия религии. Функции ее значительно расширяются. Новая трактовка религии включает в себя рассмотрение связей человека не только с богом, но и с окружающим миром. Религиозная этика приобретает сегодня ярко выраженный социально-политический характер. Поэтому в качестве центральной задачи религиозного воспитания предусматривается не только воспитание в духе веры, но и формирование ученика как homo socialis или homo politicus, у которого должны быть выработаны чувство долга, ответственности перед обществом, государством и стремление бороться за дальнейшее развитие «демократических основ» этого государства. Провозглашается, что религия, таким образом, сегодня выступает в качестве одного из факторов социализации молодежи.

Изменения в содержании религиозного обучения и воспитания повлекли за собой и модернизацию методов нравственного воспитания. Так, на уроках религии широко используются ролевые игры, анализ конфликтных ситуаций и тренировка в принятии нравственного выбора в этих ситуациях, анализ моделей поведения, взятых из биографий исторических личностей, поэзии, библейских текстов, дискуссии по вопросам ценностных ориентаций.

Стремясь приспособиться к новым требованиям жизни, теоретики клерикализма маскируют откровенно реакционные и консервативные догмы христианского учения, выступают с критикой некоторых пороков капитализма, спекулируют на гуманистических и либерально-демократических идеалах.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование