Левое и правое полушария

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Во второй половине XX века замечательный ученый Роджер Сперри, обладавший исключительной любознательностью, провел исследование, которое принесло ему Нобелевскую премию, изменило представления человечества о мозге, наверняка изменит ваши представления о мозге собственного ребенка.

Исследование профессора Сперри заключалось в определении функций двух полушарий мозга (да, у вашего ребенка два головных мозга!). Для проведения этого эксперимента студентам надели шлемы, способные измерять электромагнитные волны, создаваемые мозгом в момент выполнения различных видов умственной деятельности. В число этих видов деятельности входило, например, прослушивание музыки, математические расчеты, чтение поэзии, прозы, рассматривание картинок, мечтание, беседы, логическое и творческое мышление и так далее. Результат привел исследователя в восторг.

Оказалось, что мозг разделяет все виды деятельности на две основные категории, одни из которых выполняются левым полушарием, а другие — правым. В то время как одно полушарие «активно», другое «отдыхает». В целом левое полушарие проявляло активность, когда мозгу приходилось иметь дело с логикой, различными перечнями, графиками, словами, числами и их анализом. Правое полушарие было активно, когда мозг воспринимал ритм, цвет, образы и мечты и когда ему нужно было представить всю картину целиком.

Кроме всего прочего, в ходе эксперимента Сперри обнаружил, что в каждом мозге содержится полный набор потенциальных способностей, но в некоторых случаях определенные способности развиты лучше, чем другие.

У вашего ребенка есть все потенциальные способности.

Впоследствии профессором Робертом Орн- стайном, доктором Робертом Блохом, мной и другими учеными были проведены дополнительные исследования, которые показали, что гармоничное развитие обоих видов деятельности ведет к синергетическому умножению базовых способностей (см. «Синергизм», с. 155).

Естественный ход развития синергетического мозга (обычно называемого полным мыслительным развитием) подтверждается изучением деятельности великих гениев. Альберт Эйнштейн сочетал в себе логический, математический и аналитический потенциал с феноменальной способностью воображения, в результате чего родился синергетический плод его мышления

теория строения релятивистской Вселенной. (Он как-то сказал: «Я верю в интуицию и вдохновение… Временами я ощущаю полную уверенность в том, что прав, хотя и не знаю, на чем это основывается… Воображение важнее, чем знания, так как знания ограничены, а воображение охватывает весь мир, способствуя прогрессу и порождая эволюцию».)

Леонардо да Винчи, который активно использовал оба полушария своего мозга, сказал, что для развития качественного мышления и выдающихся умственных способностей человек должен обучаться «искусству науки и науке искусства».

Великие гении пришли к выводу: чтобы полностью реализовать потенциал мозга, надо просто использовать те возможности его коры, которые дарованы человеку от природы.

Современные системы образования склоняются к тенденции «загнать» ребенка либо в «левый» уклон (точные академические науки), либо в «правый» (искусство и гуманитарные науки). Критики указывают, что в данном случае используется лишь часть потенциала ребенка и он мыслит только наполовину!

Но на самом деле все обстоит еще хуже.

Чтобы понять, как это сказывается на мозге ребенка, давайте воспользуемся метафорой. Если попросить вас пробежать короткую дистанцию в полную силу, то есть используя обе ноги и обе руки, и заснять ваш бег на пленку, чтобы потом оценить его эффективность, то вы неплохо, а может быть, даже очень хорошо выполните это задание.

Во второй части эксперимента мы дадим вам возможность пробежать еще раз. Однако вы сможете использовать только половину своего потенциала. Для этого мы привяжем вашу правую руку к правой ноге и попросим повторить забег. У вас половина потенциала, но будет ли результат хуже в два раза? Очевидно, нет. Сделав пару попыток, вы просто растянетесь на земле. Результат будет хуже в сотни раз.

Точно так же обстоит дело и с детским мозгом, но разница между использованием всего мозга и его половины будет еще более разительной. Если позволить ребенку использовать все свои умственные возможности в синергетической гармонии, он сможет развить свои способности не просто в сотни, а в тысячи раз более эффективно и успешно. Не заставляйте его развиваться и мыслить «на одной ноге».

Таковы результаты использования только одной половины мозга

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ

Добейтесь, чтобы в умственном развитии ребенка был задействован весь мозг целиком — и левое, и правое полушария. Для этого с самого раннего возраста старайтесь пробудить его интерес к максимально полному спектру предметов и тем. Не допускайте «односторонности». Поощряйте склонности ребенка и к физической, и к умственной деятельности, подчеркивайте ценность многосторонности (прекрасно, например, если он будет активно интересоваться и искусством, и физикой). Это особенно важно сегодня, когда общество все в большей степени требует от своих членов многогранности и творчества.

Создайте для ребенка обстановку, которая будет стимулировать активность и левого, и правого полушарий мозга. Например, если ваша дочь решит обзавестись новым нарядным платьем для вечеринки, попросите ее нарисовать фасон, который ей нравится, помогите выбрать подходящий материал и дайте ей возможность самостоятельно подсчитать, сколько ткани понадобится. Затем пусть она сама оценит предстоящие расходы и примет участие в покупке. Вы можете помочь ей сшить и украсить новое платье. Десятилетняя девочка, пользуясь вашей помощью и поддержкой, с радостью будет выполнять простые швейные операции по заданным инструкциям. Результат принесет ей огромное удовлетворение, и при этом будут задействованы и левое, и правое полушария ее мозга.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование