Психологические основы

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В работе американских педагогов J1. Ратса, М. Хар- мина, Б. Саймона «Ценности и цели. Методы определения смысла» (89) авторы исходят из положения, что любые ценностные ориентации формируются только в практическом опыте личности и что различный опыт формирует различные ориентации. Признавая подвижный, динамический характер, целей, они утверждают, что каждый человек формирует свои ценностные ориентации через критическое переосмысление существующих, возникших в опыте других людей. Таким образом отвергается объективный характер целей, ценностных ориентаций и придается первостепенное значение не самим ценностям, а лишь путям их приобретения. В центре внимания оказывается процесс выработки оценки, отношения, который делится на три ступени, три этапа: выбор, оценка и действие. Сами же ценности рассматриваются как результат процесса оценки, интериоризации норм и нравственных ориентаций через активизацию совести человека, развитие его эмотивной сферы, критического мышления и свободный нравственный выбор.

Из всех теоретических постулатов выводятся дидактические принципы— как помочь учащимся, как стимулировать их свободный выбор, подсказать возможные альтернативные решения и т. д. Авторами разработаны индикаторы ценностей (позиции, стремления, интересы, высказывания, чувства учащихся и т. д.), на которые учитель должен опираться в процессе выработки соответствующих оценок, позиций, ориентаций. Учителю отводится роль помощника в нравственном становлении личности школьника, информатора, который не должен оказывать прямого воздействия на выработку ценностных ориентаций. Он может лишь предложить на выбор определенный каталог нравственных постулатов, отвечающих требованиям современного плюралистического общества западного образца.

В качестве психологической основы разработанной методики американские педагоги использовали теоретические положения Ж. Пиаже и Л. Кольберга о структурах морального мышления, ступенях развития нравственного^ сознания. Л. Кольберг выделяет три уровня в нравственном развитии детей и подростков: предмо- ральный, конформистский и автономный (мораль самостоятельно принятых нравственных решений). Моральное развитие ребенка понимается как процесс усвоения морали общества в, результате интериоризации воспринятых извне социальных требований, которые превращаются во внутренние нравственные стандарты. Понимая формирование нравственных суждений как познавательный процесс, J1. Кольберг подчеркивает, что эти суждения — результат присвоения социального опыта, а не итог прослушанных лекций о морали и различного рода нравственных наставлений. При этом условие усвоения социального опыта, или «принятия роли», самостоятельного нравственного решения, по мнению американского психолога, состоит в предоставлении каждому ребенку широких возможностей для активного участия в жизни школы и класса с тем, чтобы он нес определенную ответственность за ту или иную сторону организации этой жизни (62).

Аналогичные взгляды высказываются и другими американскими специалистами, рассматривающими проблему развития личности с позиций идеала, цели воспитания и ценностных ориентаций. Говоря, в частности, о цели воспитания, Л. Меткафа полагает, что выработка определенных ценностей ведет к формированию запрограммированного робота, а не творческой личности. Только отказ от строго фиксированных целей способствует формированию автономной, независимой, социально ориентированной личности (9). Здесь нетрудно увидеть прямую связь со взглядами идеологов философско-социологической франкфуртской школы. В частности, Т. Адорно в своей работе «Воспитание в духе политической зрелости» (1970) изложил новую концепцию цели воспитания. Цель эта .заключается в формировании «автономного, политически зрелого человека, не позволяющего собой манипулировать», в выработке у него «самостоятельного критического поведения в обществе» (21, р. 111—112). Т. Адорно видит в любом идеале воспитания связь с узурпаторскими, авторитарными традициями прошлого, что, по его мнению, противоречит современной идее автономии личности, политической зрелости свободного человека. Как само воспитание является лишь «развитием нравственного сознания», так и идеалы должны «возникать из зрелого сознания самого человека» (21, р. 112).

Ратуя за «открытую» систему воспитания личности, не планирующей какой-либо определенный результат воспитания, западные авторы, по существу, маскируют цель буржуазной школы — воспитание индивидуалистической личности, ставящей свое развитие и жизненное благополучие, свои интересы выше общественных (74).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование