Поиски выхода из нравственного тупика

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Правящие классы капиталистического общества требуют усиления социально-интегративной функции школы, особого внимания к вопросам формирования мировоззрения, идеологических убеждений, норм, ценностных ориентаций и нравственных норм поведения учащихся.

В педагогической литературе идут оживленные дискуссии, отражающие характер изменений общей направленности нравственного воспитания, его проблематики, методов и т. д. При этом обнаруживаются существенные расхождения как в интерпретации сущности, характера нравственных ценностных ориентаций, так и путей их формирования. Обращает на себя внимание прагматизация всех обсуждаемых вопросов нравственного воспитания и ценностных ориентаций. Вместо прежних абстрактных рассуждений о познании глубоких философских нравственных истин, основ бытия все больше раздается призывов подчинить теорию нравственности конкретной практике человека, направленной на поиски наиболее рациональных, «эффективных» способов его существования и поведения в современном обществе. В общих призывах переосмыслить функции, различные аспекты и задачи нравственного воспитания, определить критерии классификации и пути формирования ценностных ориентаций четко выделяются две противоборствующие линии. Одна выражает интересы клерикальных и консервативных сил, государственно-монополистических кругов, которые требуют возврата к традиционным ценностям, утратившим свою силу в настоящее время, к укреплению принципов авторитарного воспитания, формирования школьников в духе строгой дисциплины, послушания, порядка (47, 73). Суть требований, представителей этого направления сводится к определению единого общего каталога нормативов поведения, мировоззренческих ориентаций, образцов интерпретации нравственного поведения, сохранения традиций как непременного условия обеспечения жизни современного буржуазного государства. При этом вся сфера мировоззрения и нравственных ценностей в работах наиболее консервативных школьных политиков и педагогов объявляется прерогативой государства, церкви, а гражданину фактически отказывается в политической самостоятельности, свободном праве выбора, самоопределении.

В материалах Национальной комиссии США по реформе среднего образования (1973 г.), в которых были пересмотрены цели американской средней школы, вопросы гражданского и нравственного воспитания нацеливают американскую школу на воспитание учащихся в духе «понимания гражданской ответственности и дол- га», «уважения законной власти и общественного правопорядка», усвоения ценностей «американского образа жизни», развития коммуникативных навыков, умения оценивать свое поведение и поведение других (65) > При этом школа понимается как форма социализации человека, через которую осуществляется воспитание его в духе единых общепринятых в государстве и зафиксированных в конституции норм и ценностных ориентаций.

Представители другой линии (К. Роджерс, Д. Снигг,,

А. Комбс, Э. Келли и др.) выступают против всех традиционных норм и методов репрессивного, авторитарного нравственного воспитания. По их убеждению, нравственные ценности не являются заранее данным сводом каких-то норм. Они есть составная часть реальной жизни. Истинное содержание этих ценностей обнаруживается в практическом действии, реальном опыте человека. Личность сама создает собственные ценности, убеждения, вытекающие из ее внутренней природы. Самопостижение, самораскрытие, самореализация являются главной определяющей человеческое поведение детерминантой. При этом влияние социальных факторов Существенно принижается. Процесс самоактуализации понимается представителями этого направления как свободное, ничем не сдерживаемое выявление внутреннего «я». С этих позиций отвергается необходимость постоянных стандартов поведения, твердых правил, норм на том основании, что жизнь ставит-де индивида ежедневно, ежечасно в непредвиденные ситуации.

Поскольку источник морали усматривается только в человеческом «я», то задачи и содержание нравственного воспитания школьников выводятся из иерархии физиологических и духовных потребностей личности, предложенной А. Маслоу (потребности в пище, тепле,, безопасности, продолжении рода, любви и уважении,, самоактуализации и др.). Отрицательные качества ребенка, например равнодушие, бесчувственность, жестокость, трактуются как результат неудовлетворенности соответствующих потребностей растущего человека. Задача школы усматривается в том, чтобы формировать индивидуальность, удовлетворяя все основные ее

нужды и пробуждая в ней высшую потребность к самоактуализации.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование