Проблемы нравственного воспитания в буржуазной школе

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Последние десятилетия отмечены в буржуазной педагогике повышенным вниманием к вопросам нравственного воспитания. Это выражается в значительном увеличении числа публикаций теоретического и методического характера, в многочисленных конференциях и симпозиумах, в росте числа исследовательских центров по проблемам нравственного развития и воспитания детей и подростков. Все большее значение придается функциям школы. В прошлом нравственное воспитание являлось прерогативой семьи и церкви. Деятельность школы по формированию нравственных качеств учащихся была, по словам буржуазных педагогов, «скрытой» или «неизученной», программой, которая осуществлялась, но фактически не контролировалась. Теперь же воспитательная функция школы должна стать ведущей и серьезно изучаться (74, 111).

Повышенное внимание буржуазных педагогов к вопросам» нравственного воспитания вызвано прежде всего переоценкой моральных ценностей, происходящей в современную эпоху. На смену традиционной индивидуалистической нравственности буржуазного общества приходят новые моральные ценности, новые нравственные критерии, связанные с укреплением социалистической системы, развитием мирового коммунистического и рабочего движения, с борьбой прогрессивных сил, в том числе и молодежи, за освобождение человека от гнета капитала.

В условиях нарастания классовой борьбы, распада всех традиционных духовных и моральных ценностей капитализма, роста преступности, наркомании, сексуальной распущенности среди части западной молодежи идеологи буржуазии стремятся создать новую систему моральных ценностей, которая противостояла бы моральным принципам социализма.

В западной педагогической литературе отражается неудовлетворенность практикой воспитательной работы школы. Симптоматично в этом отношении появление новых терминов: «антивоспитание», «антипедагогика», «антишкола». Критические замечания высказываются на разных уровнях и педагогами различных мировоззренческих ориентаций. Лейтмотивом их является признание того, что буржуазная школа не справляется с решением воспитательных задач.

В качестве одной из главных причин кризиса воспитания буржуазные теоретики называют поворот западной педагогики с начала 60-х гг. в сторону технологии обучения, увлечение бихевиористскими дидактическими концепциями, что привело к «технологическому закостенению» педагогики и забвению нормативной основы учебно-воспитательной работы школы. Указывается также, что стремление эмпирической педагогики отмежеваться от традиционной нормативной философской педагогики повлекло за собой игнорирование целей, норм и ценностей нравственного воспитания. Признается, что продолжающаяся «дехристианизация мира», ослабление влияния церкви на сферу воспитания препятствует решению указанных задач. Наконец отмечается отсутствие единства воспитательных действий между институциализированными и неинститу- циализированными формами воспитания.

Признавая кризис общества и личности, деморализацию значительной части молодежи, буржуазные социологи и педагоги, как правило, не связывают это с социальными условиями. Они абсолютизируют явления характерные для капиталистического общества, объявляя их «болезнями века», «болезнями цивилизации», присущими всякому «индустриальному обществу».

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование