Жить без религии

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

…Когда я был учеником Космо2, то, невзирая на чувство привязанности, которое испытывал к нему, я во многом, естественно, был с ним не согласен, хотя и не определил еще тогда ясно свою позицию. Однако мне казалось, что как я, так и Космо, да и многие другие представители интеллигенции того времени (иначе говоря, первых 45 лет нашего века) стояли на одной платформе; все мы, кто безоговорочно, кто не со всем соглашаясь, участвовали в движении за нравственное и духовное преобразование Италии, начало которому положил Бенедетто Кроче.

Первым условием этого преобразования являлось то, что современный человек может и должен жить без религии, и разумеется, как без религии откровенной, так и без религии позитивной, мифологической или какой-либо другой. Это положение, по-моему, и сегодня является самым большим вкладом, который современная итальянская интеллигенция внесла в мировую культуру; я считаю это общественным завоеванием, которое нельзя терять…

…Так называемая «религия свободы» отнюдь не является открытием этих лет: это лишь формула, резюмирующая четко те взгляды, которые Кроче развивал на протяжении всей жизни, с того момента, когда отошел от католицизма, как он сам об этом пишет в своей духовной автобиографии («Вклад в критику самого себя — «Contri- buto alia critica di me stesso»). И не в этом, по-моему, Джентиле расходится с Кроче.

Мне кажется, что ты (Т. А. Шухт.— Примеч. ред.) даешь истолкование формуле «религия свободы», ибо придаешь ей мистический смысл (это можно заключить из того, что ты говоришь о ней, как о «прибежище» и, следовательно, о своего рода бегстве от мира и т. д.). А ничего этого нет. Религия свободы означает просто-напросто веру в современную цивилизацию, которая не нуждается в трансцендентности и в откровениях, а заключает в самой себе собственное рациональное начало и свою первооснову. Следовательно, формула эта антимистическая и, если хочешь, антирелигиозная.

Для Кроче всякая концепция мира, всякая философия, поскольку она становится жизненной нормой, моралью, является «религией».,. Основы этой доктрины мы находим еще у Гегеля и у Вико2, и они характерны для всех представителей итальянской идеалистической философии, будь то Кроче или Джентиле. На этой доктрине основывается школьная реформа Джентиле — в той ее части, которая касается преподавания религии в школах. Джентиле тоже считал, что преподавание религиозных дисциплин следует ограничить начальной школой (детство в полном смысле слова); во всяком случае, даже правительство не пожелало, чтобы эти дисциплины были введены в программу высших учебных заведений…

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование