Коммуникативная теория воспитания

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Многие западные авторы, в частности К. Шаллер и К. Шефер, трактуя воспитательный процесс как социальную коммуникацию, склонны видеть в педагогическом общении средство преодоления разрыва между словом и делом, сознанием и поведением учащихся. Учебно-воспитательный процесс для них вопрос не столько содержания образования, сколько «эмоционального восприятия учащимися педагогического общения в этом процессе» (93, S. 162). При этом из сферы общения исключается трудовая деятельность людей, да и само общение выступает вне социальной детерминации.

Вся коммуникативная педагогика строится у этих авторов лишь на вербальном, словесном действии. А реальная действительность проявляется в этой деятельности только в форме коммуникативной структуры общения, которая не связывается с общественными отношениями в целом.

В последние годы коммуникативная педагогика активно внедрилась в практику школьного обучения в ряде западных стран. В соответствии с ее установками разрабатываются цели воспитания, содержания обучения, школьные учебники, методическая литература для учителей (104). Особенно большое влияние теории коммуникативной педагогики оказывают на преподавание родного языка и литературы. Специфика этих школьных дисциплин обосновывается пониманием языка как коммуникативной системы знаков и символов. При этом не только устная речь, но и чтение, письменные и печатные тексты рассматриваются как различные формы коммуникации, как средство социализации личности учащегося, адаптации ее к существующим общественным отношениям.

Непомерно расширяется понятие литературы как учебного предмета в школе, куда включается не целенаправленный отбор произведений художественной литературы, а любой печатный материал. Социолингвистика, социология литературы, журналистские коммуникативные формы (интервью, репортаж и т. д.) — доминирующие темы на уроках литературы. Все это позволяет в значительной степениусилить идеологическое воздействие на учащихся буржуазной школы.

Внедрение в практику школы коммуникации как дидактического принципа влечет за собой широкое использование методов визуальной, аудиовизуальной коммуникации и других современных технических средств обучения.

В системе подготовки педагогических кадров задаче формирования у студентов коммуникативных умений придается большое значение. Разрабатываются специальные программы коммуникативных тренингов. Эта задача также несет на себе идейно-политическую нагрузку, так как вузы призваны сыграть решающую роль в создании предпосылок «демократического», социально-коммуникативного поведения учителя и ученика в школе и обществе в духе «классового мира» и социального партнерства.

Следует отметить, что коммуникативная теория воспитания и обучения встречает серьезную критику со стороны реально мыслящих западных авторов. В частности, некоторые ученые справедливо подчеркивают злоупотребление абстрактно-формальными категориями, абсолютизацию понятия коммуникации, указывают на неправомерность смешения коммуникации и общественной практики. Педагогика не может улучшить социальных отношений, так как «коммуникация беспомощна по отношению к монополиям, бюрократам и их претензиям на господство» (80, S. 379).

Попытка буржуазных педагогов-теоретиков решить с помощью коммуникативной теории воспитания и коммуникативной дидактики основные проблемы школы капиталистических государств, переживающей глубокий кризис, является очередной иллюзией. Ориентация буржуазной педагогики на теорию коммуникации как ключевую педагогическую проблему имеет определенный классовый смысл: через обновление форм воспитания и обучения стабилизировать буржуазное общество.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование