Партийная школа

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Сейчас, когда начинаются занятия на первом курсе партийной школы, мы не можем не вспомнить многочисленные попытки итальянского рабочего движения по созданию таких школ и их судьбе. Оставим в стороне идейно чуждые нам попытки; речь идет о создании не имевших партийного характера пролетарских «университетов», академий ораторского красноречия, которые не обладали единством принципов, могущих идейно объединить лучших педагогов и слушателей,— нередко они становились проводниками влияния на рабочий класс антипролетарской идеологии и деятельности. Эти школы постигла соответствующая их назначению участь: они возникали одна за другой, их деятельность соприкасалась, они заменяли друг друга и переставали затем существовать, не оставляя сколько-нибудь значительных следов. Впрочем, и предпринятые нами попытки, да и наши собственные установки не заслуживают существенно отличающихся оценок. Прежде всего потому, что эти попытки носили неизменно случайный характер и не увенчались удовлетворительными результатами. Вспомним, к примеру, созданную нами в 1919—1920 гг. в Турине школу — она была открыта благодаря огромному энтузиазму и при довольно благоприятных условиях, но просуществовала недолго, меньше того, что было необходимо для завершения намеченной учебной программы. Правда, школа оказала весьма положительное влияние на наше движение, хотя и не такое, какого ждали от нее организаторы и слушатели. Из нескольких других попыток ни одна, насколько нам известно, не имела такого успеха и отклика, как туринская школа. И все же мы не сумели выйти за пределы ограниченной группы, небольшого кружка, за пределы усилий немногих энтузиастов. Не удалось нам также вести успешную борьбу против убожества и бесплодия буржуазных «культурных» течений.

Основная причина этих неудач состояла в отсутствии связи между планируемыми или создаваемыми «школами» и объективным характером всего движения. Подобная связь имела место лишь в одном случае — в школе «Ордине нуово», о которой мы упоминали выше. Но и в этом случае объективное движение (речь идет о фабрично- заводском и партийном движении в Турине) было такого размаха и силы, что по сравнению с ним почти сходила на нет попытка организовать школы для усовершенствования профессиональной подготовки кадров. Для создания такой школы, которая соответствовала бы размаху самого движения, вместо деятельности небольшой группы людей потребовались бы систематические и целенаправленные усилия всей партии.

Если мы таким образом подойдем к рассмотрению вопроса о неудаче всех предыдущих попыток организовать столь нужные школы для рядовых бойцов пролетарского движения, то есть рассмотрим этот вопрос в непосредственной связи с основной причиной, предопределившей неудачный исход, то последний представится нам не столько неудачей, сколько свидетельством неуязвимости рабочего движения, устоявшего перед тем, что для него действительно было бы злом. А злом было бы использование рабочего движения самодовольными и недальновидными педагогами как своего рода вотчины, опытного поля для всяких экспериментов, злом были бы потеря рабочим движением его боевых качеств, его страстной преданности делу и замена этих качеств объективным изучением явлений, бесстрастной «культурой». В наших рядах не должно быть места ни «объективному изучению», ни «бесстрастной культуре», то есть ничему напоминающему то, что считается нормальной целью обучения, согласно буржуазногуманистическим представлениям о школе.

Мы — боевая организация. В наших рядах учатся, чтобы укреплять, совершенствовать боеспособность всей организации и каждого ее члена, чтобы лучше понимать позиции врага и свои собственные, чтобы лучше согласовывать с ними наши повседневные действия. Образование и культура для нас не что иное, как средство теоретического осознания ближайших и конечных целей, а также путей и способов их достижения.

В какой степени это сознание стало достоянием нашей партии, насколько оно распространено в наших рядах, насколько глубоко овладели им товарищи, занимающие руководящие посты, и рядовые члены, призванные каждый день доводить слова партии до масс, проводить ее линию, выполнять ее директивы? Мы полагаем, что пока еще не в той мере, какая необходима для того, чтобы мы смогли полностью осуществлять роль руководителя пролетариата; не в той мере, какая соответствует численному росту наших рядов, нашим организационным ресурсам, политическим возможностям, которые предоставляет нам нынешняя обстановка. Партийная школа должна поставить перед собой задачу — устранить разрыв между тем, какой она должна быть, и тем, какая она есть ныне. Следовательно, она должна быть теснейшим образом связана с движением сил, которые мы по праву считаем лучшими силами итальянского рабочего класса. Это авангард пролетариата, формирующий и обучающий свои кадры и добавляющий к оружию, с которым он готовится пойти в бой против врага, еще одно оружие — теоретическое сознание и революционное учение. Без такого оружия партия не существует, а без партии невозможна никакая победа.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование