Эмпирическая педагогика

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Традиционная педагогическая категория общения трактовалась по-разному. Различные подходы к пониманию педагогики общения обнаруживаются и сегодня. Так называемая гуманистическая буржуазная педагогика во всех своих вариантах ограничивала эту проблему рассмотрением парных взаимоотношений между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником (Padagogischer Bezug у Г. Ноля, Begegnung у М. Бубера, О. Больнова и др.). При этом в основе диалогических концепций педагогической коммуникации лежал постулат полного подчинения ученика авторитету учителя.

Эмпирическая педагогика расширила границы понимания проблемы общения. С помощью социометрической методики она занялась изучением групповых отношений в учебно-воспитательном процессе, которые рассматривались как важное средство формирования личности и преодоления социальных конфликтов.

С 70-х гг. дискуссии по проблеме педагогического общения ведутся главным образом в русле социальнокритической педагогики и в еще более расширительном плане. Развивается коммуникативная теория воспитания, коммуникативная дидактика и коммуникативная педагогика в целом, где все основные педагогические феномены трактуются с позиций категории общения. В этом плане можно назвать работы, например, таких западногерманских авторов, как К. Шефер и К. Шаллер, К. Молленхауер, Г. Херингер, Г. Альборн, В. Попп, М. Хаген, американцев Н. Гейджа, Ч. Бидуэлла.

Коммуникативные теории воспитания питаются идеями философско-социологической франкфуртской школы, которая большое внимание уделяет разработке теории коммуникации, или коммуникативного действия, как предпосылке и форме эмансипации. А сам человек понимается идеологами этой школы как homo communicator. В этом контексте теория коммуникативного воспитания выступает как разновидность «эмансипированного» воспитания, цель которого состоит в освобождении индивида от всех форм внешнего, давления и принуждения. В названной теории воспитания ставится задача построения всей учебно-воспитательной работы в школе как коммуникативного процесса, формирующего разнообразные модели поведения и социального опыта индивида и подчиняющего все воспитание и образование целямликвидации «отношений господства». Стимулирование коммуникативных процессов в школьном обучении и воспитании, в свою очередь, как предполагается, расширит горизонты педагогики, укрепит ее связь с жизнью, будет способствовать лучшей реализации ее эмансипирующей функции. Таким образом, педагогический процесс понимается как воспитание социальной коммуникации, в которой акцентируется поведенческий аспект. Фактически воспитание и образование подменяются процессом коммуникации. -

Коммуникативные теории ставят вопрос о создании педагогически целесообразных условий общения. Эта проблема стала центральной на упоминавшемся пятом конгрессе германского Научно-педагогического общества в 1976 г., на котором с основным докладом на тему «Организация и общение в педагогических сферах деятельности» .выступил проф. В. Клафки. Как отметил докладчик, главная задача конгресса состояла в том, чтобы поставить проблему общения, имеющую важное значение для многих частных педагогических дисциплин и сфер науки о воспитании, и вместе с тем обратить внимание на основные взаимосвязи, имеющие принципиальное значение для будущих педагогических исследований, для разработки теории воспитания и педагогической практики (59). Под «организацией» понимается планирование образования, структура школы и других учебно-воспитательных институтов, содержание образования, методы обучения и технические средства, режим дня и т. д., вплоть до планирования уроков отдельным учителем или воспитательницей детского сада (59, S. 10). Общение в интерпретации В. Клафки — это комплекс взаимодействий между людьми, смысл которых передается через символы. Он понимает педагогическое общение шире, чем просто коммуникацию. Первое преследует цель изменения установок партнера (воспитуе- мого), его знаний, умений, ориентаций, . поведения и т. д. Вместе взятые, «Организация» и «общение» рассматриваются как соотношение «структуры» и «про- цесса», как две стороны любого педагогического акта.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование