Проблемы общения в школе

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В марксистско-ленинской педагогике усиление внимания к проблеме общения в настоящее время диктуется прежде всего потребностями дальнейшего повышения эффективности воспитательного процесса в условиях со временного этапа развития социалистического общества. Педагогически правильно организованное общение выступает как средство всестороннего развития человеческой личности.

Выдвижение буржуазными теоретиками проблемы общения в качестве одной из первостепенных исследовательских задач диктуется прежде всего углублением кризиса буржуазного общества, его духовных и нравственных ценностей. Главные причины кризиса многие западные теоретики объясняют «кризисом доверия» ко всем государственным органам и институтам буржуазного общества, «кризисом взаимопонимания», разрывом коммуникативных связей между поколениями, распадом «западной» культуры на частные субкультуры отдельных групп (например, молодежную), чуждых друг другу, резким падением авторитета старшего поколения в глазах молодежи. Руководитель Римского клуба

А. Печчеи, рисуя мрачную картину состояния современного человечества, видит единственное спасение человеческой цивилизации в формировании новых качеств человека, в преодолении состояния непонимания, в развитии новых коммуникативных форм. Из всей системы отношений человека к миру А. Печчеи выделяет как главные коммуникации человека с природой. Формирование нового экологического сознания у людей, особенно у молодежи, он признает наиважнейшей задачей, имеющей общечеловеческое значение. Объективно это означает призыв к «общечеловеческой солидарности». Перед лицом нависшей над человечеством экологической угрозы классовая борьба и социальные противоречия теряют якобы всякий смысл.

Абсолютизируя проблему общения, некоторые буржуазные авторы пытаются увидеть в коммуникации средство и условия формирования социальных отношений и даже социальных систем. С позиций такого «нового теоретического подхода» культурные ценности представляются как результат, как продукт процесса меж- человеческих коммуникаций (69). При этом не учитываются конкретно-исторические условия формирования социальных отношений и создания культурных ценностей.

К голосам философов, социологов и других западных теоретиков присоединяются и педагоги, которые, признавая несостоятельность теоретических концепций и практики воспитания в буржуазной школе, усматривают причины кризисного состояния в нарушении коммуникативных связей прежде всего между воспитателями и воспитуемыми.

На Западе в последние годы все чаще раздаются сетования по поводу растущих трудностей в общении с учащейся молодежью, констатируются падение авторитета учителя, акты вандализма в школах и вузах, равнодушие студентов и школьников к учебе. В ряде социологических исследований, проведенных, в частности, в США, отмечается, что нерешенность проблемы общения отрицательно сказывается на дисциплине учащихся, отношении к учебе, качестве всей учебно-воспитательной работы. Признание кризиса педагогических отношений как «самой характерной черты современной педагогической ситуации в мире» (110, с. 127) побуждает буржуазных педагогов (К.-Х. Шефер, К. Шаллер, Д. Баакс, Ф. Роннербергер и др.) переосмысливать понимание этой педагогической категории.

Проблемам теории и практики коммуникативного воспитания были посвящены международные конференции. Сошлемся лишь на две из них — европейский педагогический симпозиум в Австрии (1974) и пятый конгресс германского Научно-педагогического общества (1976) (59).

Повышенное внимание со стороны буржуазных деятелей образования и педагогов-теоретиков к проблеме педагогического общейия вызвано также новой установкой официальных властей на дальнейшее усиление идеологического воздействия на сознание молодежи с целью «модификации» ее поведения (94, 99).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование