Теория коммуникативного воспитания

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Буржуазные ученые объявляют одной из главных задач социализации формирование у. каждого члена общества «способности и готовности к активному и критическому взаимодействию с существующей социальной реальностью». Применительно к школьной социализации провозглашается, в частности, задача воспитания у учащихся «свободного и осознанного отношения к сообщаемым нормам и ценностям» (54, S. 70—71). Результатом реализации данной цели должно явиться формирование так называемой. «позитивно-критической» личности, т. е. личности, обладающей индивидуальной свободой, а также навыками критического мышления, направленного на «позитивное изменение» и совершенствование существующей действительности (концепции М. Хайтгера, К. Шармьона и др.) Такое «позитивное изменение и совершенствование», как указывается, например, во «Втором отчете федерального правительства ФРГ», не должно, однако, «взрывать рамки существующей общественной системы» (114, S. 13). «Генеральные цели социализации» подрастающего поколения, согласно данному документу, должны базироваться на «общих культурных ценностях современного общества и соответствовать зафиксированным в основном законе правам и обязанностям граждан» (114, S. 13). Таким образом, возможности для реализации провозглашаемого «критического потенциала автономной личности» по- прежнему строго ограничены императивами системы, а новая формулировка целей социализации скрывает ее системостабилизирующую направленность.

70-е годы отмечены не только различными теоретическими модификациями в области социализации. Заметные изменения коснулись и практической стороны проблемы, в первую очередь отношения к теории социализации со стороны школьной администрации и учителей, первоначально весьма скептически оценивавших возможности и перспективы данных исследований в педагогике. С одной стороны, это объяснялось выступлением части школьного учительства против вторжения в педагогику социологических методов исследования. С другой стороны, теоретические дискуссии вокруг социализации были слишком далеки от школы и не могли оказать сколько-нибудь заметную помощь в решении реальных проблем школьной социализации.

В последние годы заметна определенная переориентация, проявляющаяся как среди теоретиков социализации, обратившихся к активному исследованию социальных проблем школьного воспитания, так и в ответном интересе учителей и студентов педагогических вузов к теоретическим исследованиям в области социализации и возможностям их практического применения.

В настоящее время различные формы и методы социализации внедряются в практику буржуазной школы. Здесь, прежде всего, надо указать на «реализацию доктрины «политической социализации» в США, преследующей цель «американизировать» подростка, т. е. внушить ему убеждение в совершенстве политической организации и духовного климата капиталистической Америки. Широко применяются такие формы и методы социализации, как курсы адаптации, ролевые игры, социодрамы, призванные тренировать школьников в исполнении будущих социальных ролей в соответствии с правилами поведения «хороших граждан» и буржуазными нравственными нормами. Этой же цели служит широкая сеть различных молодежных обществ, объединений по интересам, домов открытых дверей, профессиональных клубов и разнообразных консультадионных заведений («социальные клиники») по проблемам воспитания, брака и семьи, по вопросам профориентации, урегулированию конфликтов в семье, школе или на предприятии, проведению досуга и пр. Буржуазное государство стремится взять под жесткий контроль весь процесс социального становления молодежи, все сферы ее социальной жизнедеятельйости — учебу, труд, досуг, область межличностных и семейных отношений. Традиционная «школьная» педагогика как система «вертикального воздействия» дополняется новыми формами работы с молодежью, в основном в системе так называемого неформального общения (индивидуальная помощь, групповые консультации, семейная терапия и др.). Однако провозглашаемый здесь «максимум свободной активности молодежи» в качестве основного методического принципа носит, по существу, декларативный характер, ибо его реализация происходит под негласным контролем педагога, задача которого — управлять активностью молодежи, институционализируя одни ее формы и пресекая другие, ориентируя процесс социализации молодежи в направлении, заданном структурой современного буржуазного общества.

Стремление буржуазной педагогики вторгнуться в так называемую стихийную сферу процесса формирования личности означает поиски дополнительных механизмов манипулирования сознанием и поведением молодежи. Идея управления всем процессом социализации молодого поколения утверждается как отражение общей тенденции к «тотальной интеграции» системы воспитания в государственно-монополистическую систему.

Проблема общения (коммуникации) занимает все большее место в теории и практике воспитания. Она выходит ныне за рамки традиционного понимания коммуникации только как обмена информацией и получает все более широкое социальное звучание, связывается с общественными отношениями, духовно-нравственными ценностями. Это и межличностное общение, и отношения между людьми в группе, коллективе, и разнообразные социальные, культурно-нравственные связи, которые выступают одним из проявлений образа жизни.

Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов и условий социальной жизни и духовной деятельности человека. Именно в общении осуществляются взаимосвязи личности и общества, протекает производственная деятельность, формируются общественные отношения, характеризующие тот или иной общественно- политический строй, складывается отношение к труду, собственности, воспитываются качества личности.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование