Первый курс школы

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Мы и прежде уже не раз говорили о том, какой должна быть, по нашему мнению, газета или, скорее, «хроника», в которой в коммунистическом духе будут трактоваться проблемы культуры. Такая хроника должна стремиться к тому, чтобы, будучи небольшой по объему, быть насыщенной по содержанию. И даже если она не сможет удовлетворить все интеллектуальные запросы своих читателей, которые не только ее читают, но и поддерживают, живут рядом с ней, сообщают ей немного о своей жизни, она должна сделать все возможное, чтобы каждый находил на ее страницах то, что его интересует, к чему он страстно стремится, а также то, что облегчает повседневную тяжесть труда, экономической борьбы и политических дискуссий. Газета должна по крайней мере способствовать интеллектуальному развитию читателей, вызывать стремление к жизни более высокой и полной, более гармоничной, богатой идейными порывами и стимулировать обогащение собственной личности. Почему бы нам нашими скромными силами не начать деятельность среди той молодежи, которая следует за нами с верой и надеждой, деятельность, которой должна заниматься школа, школа завтрашнего дня?

Ведь когда возникнет социалистическая школа, она обязательно будет полной школой, стремящейся сразу же охватить все отрасли человеческих знаний. Школа станет практической необходимостью и идейной потребностью. А разве теперь нет таких рабочих, которые в классовой борьбе обрели новый смысл собственного достоинства и свободы, которые, когда читают строфы поэтов или слышат имена художников и мыслителей, спрашивают себя с сожалением: «Почему школа и нас не научила этому?» Но пусть они утешатся: школа в том виде, в каком она существует последние десять лет, и создана классом, который нами управляет, больше уже никого ничему не учит или же учит очень малому. К воспитательной цели сейчас стремятся идти другими путями: свободно, посредством стихийно возникающих ассоциаций людей, вдохновленных общим желанием совершенствовать самих себя. Почему газета не может стать центром одной из этих групп? И в этой области государство буржуа накануне провала. Из его рук, сморщившихся от единственного напряжения накапливать богатства для частных лиц, факел науки выпал, как выпала святая лампада жизни. Нам предстоит поднять его и заставить светиться новым светом.

В самом деле, в накопленных тысячелетней мыслительной деятельностью знаниях есть элементы, имеющие непреходящую ценность, которые не могут и не должны быть утрачены. Одним из самых серьезных признаков деградации, к которой нас привел буржуазный строй, является потеря осознания этих ценностей; все превращается в предмет торговли и средство для войны.

Взяв общественную власть в свои руки, пролетариат должен будет отвоевать и восстановить во всей его целостности для себя и для всего человечества это опустошенное царство духа. Сейчас под руководством Максима Горького этим занимаются рабочие России, и этим нужно заниматься повсюду, где пролетариат достигает зрелости, необходимой для социального преобразования. То, что не сделано сверху, должно быть сделано более решительным образом снизу.

Первый курс школы культуры и социалистической пропаганды начался на прошлой неделе первой теоретической лекцией и первыми практическими занятиями, которые нас вполне удовлетворили. С самого начала это позволяет нам надеяться на лучшие результаты. Почему мы должны отрицать, что кое-кто из нас сомневался? Мы предполагали, что, встречаясь всего лишь раз или два в неделю, усталыми после работы, нам будет невозможно найти в себе силы, без которых немыслимо духовное общение, а школа не сможет выполнить своей задачи, осуществить ряд воспитательных действий, пережитых и прочувствованных сообща. Может быть, нас делала скептиками практика буржуазных школ, тоскливый опыт учеников, суровая практика преподавателей: холодная среда, непроницаемая для какого-либо света, оказывающая сопротивление любому стремлению к идейному объединению. И те молодые люди, которых в этих аудиториях объединяло не желание совершенствоваться, а цель, может быть не высказанная ясно, но присущая всем,— выдвинуться, получить «диплом», удовлетворить свое тщеславие и свою лень; сегодня обмануть самих себя, а завтра — других.

А здесь мы увидели вокруг себя людей, тесно прижавшихся друг к другу за неудобными партами, в тесном помещении, этих необычных учеников, в большинстве своем уже немолодых, следовательно, уже в таком возрасте, когда учеба проходит просто и естественно, уставших за день на заводе и в учреждении, и мы увидели, с каким напряженным вниманием они следят за ходом урока, прилагают все усилия, чтобы записать его. Устанавливается живое взаимопонимание и симпатии между говорящими и слушающими. Этого бы не получилось, если бы у рабочих это желание не возникло благодаря мировоззрению, которое у них сформировала сама жизнь, потребность разобраться в нем, чтобы полностью им овладеть и применить в жизни. Это единство, которое существует вечно и закрепляется обучением, это то живое единство, которое в буржуазных школах тщетно пытаются создать.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование