Смещение акцентов

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Подобные концепции своеобразно отражают отчужденное положение личности в буржуазном обществе. Классики марксизма, вскрыв источник этого отчуждения и условия его упразднения, показали, что действителы ное духовное богатство личности определяется мерой усвоения ею социального опыта, богатством ее действительных отношений (2, с. 36). Стремление буржуазных авторов возложить ответственность за процесс социализации на самого индивида, его способность «противостоять» социальному давлению силой своих «индивидуальных потенций» имеет ярко выраженную идеологическую направленность, является попыткой разрешить все острые социальные проблемы исключительно путем совершенствования сознания и нравственности индивида.

Наряду с концепциями личности, являющими собой крайнюю форму субъективизма, для современной разработки проблемы социализации характерно также стремление некоторых западных исследователей объединить, согласовать в единой концептуальной схеме функциональный и личностный аспекты социализации, общественное и индивидуальное развитие человека. «Социализируя, индивидуализировать» — эта идущая еще от Э. Дюркгейма формула включает как требование внедрения в сознание индивида социальных ценностей и норм, так и обучение его автономному индивидуальному действию в рамках социально допустимого и желательного. Комплексный процесс социализации не сводится здесь только к внешнему воздействию, направленному на формирование у индивида требуемых поведенческих стереотипов, а предполагает как необходимый компонент психосоциальное развитие личности. Западногерманский педагог К. Мунд, например, предлагает активнее внедрять в область науки о воспитании психоанализ, использовать психоаналитические процедуры в конкретных воспитательных ситуациях, особенно если речь идет о «ресоциализации» индивида (81, S. 12).

Определенную трансформацию претерпевает в этой связи и идея адаптации. Если ее традиционная трактовка сводилась, как правило, к формированию у индивида способности и готовности следовать установленным в обществе нормам и правилам поведения, т. е. к приспособлению к другим, то современные авторы, в частности американский исследователь Р. Ле Вин, выделяют здесь новый аспект, а именно так называемую «адаптацию к себе», учет личностной индивидуальности как необходимой предпосылки последующего успешного приспособления к другим (68, р. 6).

Центральной проблемой некоторых новейших работ по социализации становится проблема формирования у индивида способности «балансировать» между внешними требованиями и собственными представлениями и интересами, т. е. возможности достижения «индивидуальной свободы в рамках социальной зависимости» (105). Данная концепция, известная под названием «ба« ланса идентичности», исходит из наличия у индивида способности «балансировать в конкретной ситуации между требованием быть, как другие, и требованием быть, как никто другой, сохраняя или восстанавливая в горизонтальном измерении исполняемых социальных ролей социальную идентичность и в вертикальном измерении индивидуальной биографии личностную идентичность» (105, S. 260).

Формированию этой способности призван служить целый ряд организационно-педагогических нововведений: от реформы учебных планов и программ до изменений в системе педагогического образования, от отмены классно-урочной системы и существующей системы оценок до введения подвижного состава учебных групп и сокращения числа учащихся на каждого учителя. Особое внимание обращается здесь на необходимость «упразднения традиционно-иерархической структуры системы взаимодействия в педагогическом процессе, противоречащей требованиям демократической системы воспитания и новейшим данным социологии организации» (105, S. 262).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование