Школьные концепции

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Осуществление программы «методической социализации» не ограничивается школой. Буржуазные педагоги стремятся найти пути организованного воздействия на молодежь и в области стихийных социализирующих влияний. Выдвигается задача выявить, изучить и описать социализирующие функции семьи, средств массовой коммуникации, групп ровесников, общин по месту жительства и других факторов, найти возможность для их преобразования в целенаправленную воспитательную деятельность.

Однако попытки буржуазных теоретиков и практиков воспитания претворить в жизнь идею жесткой регламентации процесса социального становления индивида, охватив целенаправленной социализацией все сферы его жизнедеятельности (учение, труд, досуг, общение и т. д.), не принесли ожидаемых результатов. Первыми предвестниками поворота от сциентистско-позитивист- ской ориентации с ее культом «эффективности» и «продуктивности» к так называемому «новому гуманизму» были студенческие выступления. Открыто прозвучавший протест молодежи капиталистических стран против господствующих норм и ценностей, насаждаемых всеми буржуазными институтами воспитания и социализации, нашел свое теоретическое осмысление в разработке всякого рода альтернативных функционалистским моделям концепций социализации индивида. Примером их могут служить «критическая теория социализации» представителя франкфуртской социально-философской школы Ю. Хабермаса (46), теория «эмансипирующей социализации» западногерманского социолога П. Орбана (86), «динамическая социализация» французского социолога К. Шармьона (31). Данное направление в противоположность позитивистско-сциентистскому стало рассматривать человека как активного субъекта, а не «сверх- социализированное» существо, пассивно переходящее из одной ситуации взаимодействия в другую, от одной роли к другой в соответствии с велениями системы.

Теоретико-методологические ориентации «гуманистического» направления (в основном феноменологического толка) оказали существенное влияние на новую интер- претацию процесса социализации индивида, модификацию его целей, характеристику так называемого «конечного продукта» социализации, т. е. типа социализированной личности. «Социализация — это менее всего процесс приспособления и контроля… а в первую очередь — предпосылка развития основополагающих человеческих качеств и способностей» (95, S. 1). Данное определение наиболее точно отражает смену акцентов и новые установки буржуазных ученых. На первый план выступает теперь идея о том, что в процессе социализации индивид по мере своего развития все больше стремится к самореализации и самоутверждению, предполагающим активное и творческое начало, и что пассивное приспособление все больше отступает на задний план. «Конформизм, воспринимаемый ранее как проявление мудрости, становится сейчас неадекватным времени», — пишет французский педагог К. Шармьон, поэтому «социализация ребенка не должна сводиться ни к всепоглощающей интеграции, ни к насильственной адаптации» (3J, р. 152—153). Чтобы подчеркнуть собственную активность индивида в этом процессе, социализацию, считает западногерманский исследователь В. Хайнц, следует понимать как процесс, «в котором индивид в ходе познавательной деятельности вступает в контакт с материальной и общественной средой» (52, S. 90).

Пересматривая свое отношение к проблеме активности индивида в процессе социализации, педагоги и социологи этого направления выдвигают задачу формирования осознанного (и даже критического) отношения к существующим общественным порядкам, нормам и ценностям. Речь идет, конечно, не о радикальной переориентации общей направленности процесса социализации подрастающего поколения в буржуазном обществе, а, скорее, о том, чтобы направить активность молодежи в безопасное для существующей системы русло. Центральными понятиями в концепциях социализации становятся понятия «самореализация», «самоуправление», «самоутверждение» и т. п. «Педагогическое самоуправление,— пишет французский педагог Р. Жильбер,— служит подготовкой к социальному^ самоуправлению. Последнее знаменует собой конечную цель» (43, р. 205). Американский социальный психолог Д. С. Картрайт называет самоутверждение индивида наивысшей стадией его развития, которая «связана с сильным чувством подлинности личности, с требованием моральных и социально-политических принципов» (29, р. 18). В концепции К. Роджерса, одного из главных теоретиков «гуманистического» направления, процесс становления и самоутверждения личности, по существу, сводится к постоянному открытию индивидом новых аспектов своего «я», возможному лишь при условии. углубления духовной самоконцентрации и отказа от так называемого «развертывания вовне», от «экстенсивного творчества внешних форм». Активность индивида реализуется при таком подходе лишь в плане индивидуального развития.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование