Первые навыки коллективизма прививаются ребенку в семье

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Сама семья есть маленький коллектив. Лучшим считается тот коллектив, в котором существует не односторонняя, а взаимная забота его членов друг о друге. В дружной семье забота родителей о детях дополняется трогательной заботой детей о родителях, и эта забота проявляется с раннего возраста. Маленькие дети любят играть в шумные игры, но когда мама отдыхает, они приучены поступаться своими желаниями. Старшие дети знают бюджет семьи и ее потребности; они умеют соразмерять свои желания с возможностями родителей и больше думают не о своих потребностях, а о благополучии всей семьи.

А. С. Макаренко рекомендует воспитывать детей в стремлении приносить счастье родителям: «Пусть дети думают о родительском счастье в первую очередь… Нужно воспитывать в детях заботу о родителях, воспитывать простое и естественное желание отказываться от собственного удовольствия, пока не будет удовлетворен отец или мать» *.

К сожалению, некоторые родители, ослепленные любовью к детям, допускают ошибки. Нередко можно встретить таких родителей, которые, чтобы удовлетворить прихоти своих детей, отказывают себе во всем. За столом ребенку дают лучший кусочек, а сами питаются очень скромно; стараются купить детям лучшие костюмы, а сами ходят в чем придется. Дети принимают такую заботу родителей как должное и превращаются в индивидуалистов, эгоистов, тиранов. Попадая в школу, в детский коллектив, они пытаются перенести и в класс свои домашние привычки: капризы, эгоизм, а родители требуют к ним «индивидуального» подхода. Больших трудов стоит школе перевоспитывать таких детей. Случается и так, что в школе, в отряде они активисты, общественники, а в семье продолжают быть эгоистами.

Мне пришлось разговаривать с матерью, которая жаловалась на черствость и эгоизм сына, уже имеющего свою семью. Он не помогает матери, хотя у него большой заработок. Мать пыталась обвинить в этом жену сына, но я напомнила ей, как она с малых лет культивировала в своем сыне эгоизм. Семья состояла из пяти человек, и за столом, в присутствии всех, самый лучший кусок получал Борис, но зато обязанности по дому распределялись на всех, кроме Бориса. Сейчас мать пожинает горькие плоды своей слепой любви к сыну.

Привычка заботиться о счастье других, радоваться их успехам, выработанная в детстве, переносится человеком за пределы семьи, так как советская семья органически связана с советским обществом. Связь эта устанавливается через родителей, работающих на производстве, через детей, которые учатся в школе.

Эта многосторонняя связь с обществом создает в советской семье совершенно новую атмосферу. Любое выдающееся событие нашей современности находит живой отклик в советской семье, горячо обсуждается родителями и детьми. Здесь же обсуждаются насущные вопросы деятельности предприятия, учреждения, где работают родители, учебного заведения, где учатся дети, происходит живой обмен мнениями по поводу разнообразных событий в общественной жизни страны.

Очень хорошо, если достижения нашего социалистического строительства, успехи нашей страны на хозяйственном и политическом фронте являются не только предметом обсуждения, но и семейной радости, предметом законной гордости за свою социалистическую Родину.

Коллективизм воспитывается у детей школьного возраста в классе, в пионерском отряде, в комсомольской организации, но роль семьи и здесь чрезвычайно велика. Вступление ученика в пионерскую или комсомольскую организацию — весьма важный шаг в его жизни. Долг родителей — со всей серьезностью поддерживать и поощрять общественные устремления своих детей, помогать им, когда это нужно, сочетать учебную работу с обязанностями по дому и общественной деятельностью.

В каждом детском коллективе есть свои заботы, свои радости и огорчения. Плохую отметку переживает не только тот пионер, который ее получил, но и товарищи по звену, и, наоборот, каждая пятерка доставляет радость всему коллективу.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование